Электронный документооборот в делах об административных нарушениях: обзор изменений КоАП

Юристу
Объясняем новости

С 1 июля 2025 года становится возможным документооборот по делам об административных правонарушениях в электронном формате.

  • Как теперь подавать и получать процессуальные документы по КоАП?
  • Какие появились новые способы извещения участников?
  • Когда можно дистанционно присутствовать при составлении протокола?
  • Как удаленно участвовать в рассмотрении дела?

Рассказываем об этих и других поправках в КоАП

0

С 1 июля 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 07.04.2025 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях». В нем предусмотрена возможность электронного взаимодействия с судом и иными органами при рассмотрении дел по КоАП.

Подача документов в электронном виде

Участники дел об административных правонарушениях теперь смогут подавать в суд, другой орган или должностному лицу любые процессуальные документы (например, заявления, ходатайства, жалобы, протесты) как в бумажном, так и в электронном виде. Но есть оговорка — при наличии технической возможности у получателя (ч. 1 ст. 24.8 КоАП).

Получение документов в электронном виде

Суд, другой орган или должностное лицо теперь могут изготавливать любые процессуальные документы в бумажном или в электронном виде при наличии технической возможности. Например, постановления, решения, определения, протоколы.

Дистанционное присутствие при возбуждении дела

С 1 июля 2025 года при составлении протокола по делу об административном правонарушении можно использовать системы видео-конференц-связи (ВКС) и веб-конференции (ВК)

Дистанционное участие в рассмотрении дела

С 1 июля 2025 года появилась возможность использования систем ВКС и ВК при рассмотрении дел судами, иными органами и должностными лицами. До этого применялась только система ВКС и исключительно в суде.

Представление доказательств в электронном виде 

Теперь участники дел могут представлять судье, органу или должностному лицу документы, являющиеся доказательствами, в электронном виде. При отправке электронных копий судья, орган или должностное лицо могут потребовать представить подлинники документов (ч. 5 ст. 26.7 КоАП).

Также предусмотрено, что заключение эксперта может быть изготовлено не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 5 ст. 26.4 КоАП).

КАК ЗАГРУЗИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДБОРКУ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС?

 

ШАГ 1. Скачайте папку из Личного Кабинета на свой компьютер на Рабочий стол.

ШАГ 2. Запустите СПС КонсультантПлюс и откройте раздел «Избранное» (в правом верхнем углу кнопка с нарисованной Звездой) , войдите во вкладку «Закладки и документы». Нажмите правую кнопку мыши на пустом поле и в контекстном меню выберите команду «Загрузить из файла».

ШАГ 3. В появившемся окне «Открыть» укажите путь к нужному файлу и нажмите кнопку «Открыть».

 

В результате в вашем разделе «Избранное» появится папка с закладками, подготовленная нашими экспертами.

После загрузки папки, Вам будут доступны только те документы, которые присутствуют в установленном у Вас комплекте «КонсультантПлюс».
Если заинтересовавший Вас документ оказался недоступен, закажите его по кнопке «Задать вопрос эксперту» или через сервис «Горячая линия».

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *