Правовой календарь за 1 Марта 2021 г.


Транспорт >>>
Государственный контроль (надзор) >>>                                                                          
Пожарная безопасность >>>
Социальное обеспечение >>>
Защита прав потребителей >>>
Медицина. Фармацевтика >>>
Ветеринария >>>
Лизинг >>>
Адвокатура >>>
Маркировка товаров >>>
Информатизация >>>

ТРАНСПОРТ

Вступают в силу масштабные изменения в сфере технического осмотра транспортных средств
Операторы техосмотра обязаны передавать в ЕАИСТО фотографию ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование (с указанием координат места нахождения ТС), дату и время начала и окончания технического диагностирования.
Диагностические карты по общему правилу оформляются в электронном виде.
Кроме того:
- к полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра отнесено вынесение операторам техосмотра предписаний об устранении выявленных нарушений;
- предусматривается, что одним из требований аккредитации в сфере техосмотра является наличие производственно-технической базы, соответствующей требованиям, установленным Минтрансом России;
- вводится обязанность оператора техосмотра осуществлять расчет пропускной способности каждого пункта техосмотра в соответствии с методикой (при этом количество проведенных техосмотров не может превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов техосмотра, более чем на 5%);
- закрепляются положения о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением техосмотра ТС (плановые проверки операторов техосмотра не предусмотрены).
Диагностические карты, подтверждающие допуск ТС к участию в дорожном движении, выданные владельцам ТС или их представителям до 1 марта 2021 года, действуют до истечения срока их действия.
Предусматривается ряд переходных положений.
Правительством РФ установлены правила контроля за деятельностью операторов техосмотра, положение о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением техосмотра, правила проведения техосмотра различных категорий ТС и положение о ведении ЕАИСТО.
Также определены требования к фотографии ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, методика расчета значения пропускной способности пункта техосмотра, типовой перечень технологических операций по проведению технического диагностирования, требования к производственно-технической базе оператора техосмотра, порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт, порядок ведения реестра операторов техосмотра, правила аккредитации операторов техосмотра и порядок прохождения ими процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации.
Одновременно утрачивает силу ряд нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства РФ и отменяется ряд нормативных правовых актов Минтранса России, содержащих обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств.
(Федеральный закон от 06.06.2019 N 122-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 17.04.2020 N 534, от 23.05.2020 N 741, от 28.05.2020 N 777, от 16.07.2020 N 1053, от 29.07.2020 N 1134, от 15.09.2020 N 1433, от 15.09.2020 N 1434 и от 26.10.2020 N 1742; Указание Банка России от 30.06.2020 N 5491-У; Приказы Минтранса России от 02.12.2019 N 388, от 02.12.2019 N 389, от 31.03.2020 N 97, от 30.04.2020 N 151, от 09.07.2020 N 232, от 30.07.2020 N 276 и N 280, Приказы Минэкономразвития России от 24.01.2020 N 42 и от 26.03.2020 N 173, Приказ Минпромторга России от 23.03.2020 N 919)

КонсультантПлюс: примечание.
Также см. аналитический обзор правовой информации:
Обзор: "Президент изменил правила техосмотра".

Ужесточается административная ответственность за нарушение требований в области техосмотра транспортных средств
Так, например:
- нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, на юрлиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей;
- осуществление при проведении техосмотра технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на юрлиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
- оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Предусмотрено, что технические эксперты в области техосмотра транспортных средств, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.4.1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.
(Федеральный закон от 26.07.2019 N 219-ФЗ)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц предусматривается создание реестра обязательных требований, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия
Порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, в том числе сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется, оператор реестра обязательных требований, перечень содержащейся в указанном реестре информации и обязанности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по ее внесению устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ также вправе утвердить требования к форме и формату установления обязательных требований в целях перевода их в машиночитаемый вид (формат).
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Вводится в действие свод правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"
Свод правил введен взамен СП 5.13130.2009 в части требований к установкам пожаротушения автоматическим.
Свод правил устанавливает нормы и правила проектирования установок пожаротушения автоматических для зданий и сооружений различного назначения, а также отдельных технологических единиц, расположенных в зданиях, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
Свод правил не распространяется на проектирование установок пожаротушения автоматических:
- зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам;
- наружных установок, расположенных вне зданий;
- зданий складов с передвижными стеллажами;
- зданий складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;
- зданий складов с высотой складирования грузов более 5,5 метров;
- зданий, помещений, сооружений складского назначения, предназначенных для хранения сжиженных горючих газов;
- резервуаров нефтепродуктов.
(Приказ МЧС России от 31.08.2020 N 628)

Вводится в действие свод правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности"
Новый свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (АУП) и системами пожарной сигнализации (СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, эксплуатации, а также при техническом перевооружении.
Для зданий и сооружений, на которые введены отдельные нормы в соответствии с действующим законодательством в области стандартизации и технического регулирования, в случае наличия противоречий между указанными нормами и данным сводом правил следует руководствоваться более высокими требованиями. Свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий для объектов защиты.
Ранее аналогичный перечень был утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175.
(Приказ МЧС России от 20.07.2020 N 539)

КонсультантПлюс: примечание.
Нормы и правила пожарной безопасности см. в Справочной информации.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Истекает срок беззаявительного порядка назначения ежемесячных выплат на детей семьям с низким доходом
(Федеральный закон от 01.04.2020 N 104-ФЗ)

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

С 1 марта до 30 июня 2021 года включительно обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка за предшествующий календарный год превышает 30 млн рублей
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 290-ФЗ)

МЕДИЦИНА. ФАРМАЦЕВТИКА

Утрачивают силу Временный порядок признания лица инвалидом и Временный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
(Постановления Правительства РФ от 16.10.2020 N 1697 и от 24.10.2020 N 1730)

С 1 марта 2021 года вводится в действие Фармакопея ЕАЭС
Фармакопея представляет собой свод региональных положений и требований, устанавливающих предельный допустимый уровень качества лекарственных средств на фармацевтическом рынке ЕАЭС.
Требования фармакопеи на лекарственные препараты должны выполняться на всем протяжении их срока хранения. Фармакопейная статья не регламентирует срок хранения лекарственного препарата и (или) его спецификацию качества для вскрытой упаковки, которые должны быть согласованы с уполномоченным органом. Требования фармакопейных статей на любые другие материалы (активная фармацевтическая субстанция, вспомогательное вещество и др.), должны выполняться на всем протяжении их периода использования. Срок хранения и время, от которого отсчитывается срок хранения, должны быть согласованы с уполномоченным органом на основании экспериментальных результатов исследования стабильности.
Требования фармакопейных статей могут носить обязательный, рекомендательный и информационный характер.
Установлено, что до 1 января 2026 года регистрационные досье лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств должны быть приведены в соответствие с требованиями Фармакопеи.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.08.2020 N 100)

ВЕТЕРИНАРИЯ

Определены правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения
Вводятся требования к реализации лекарственных препаратов потребителям, в том числе их отпуску по рецепту или без рецепта, а также к хранению в целях розничной торговли лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарными аптечными организациями, ИП и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
При розничной торговле лекарственными препаратами субъектом розничной торговли потребителям должны предоставляться качественные, эффективные и безопасные лекарственные препараты, и по просьбе потребителя должна предоставляться информация о способах применения лекарственных препаратов.
Субъектом розничной торговли должны поддерживаться в рабочем состоянии:
- здания, помещения, места, отведенные для осуществления розничной торговли и связанные с ними средства труда;
- оборудование для производственных процессов (технические, программные средства).
Приводится перечень обязанностей руководителя субъекта розничной торговли.
Для вновь принятых аптечных работников руководитель субъекта розничной торговли (либо уполномоченное им лицо) должен проводить инструктаж.
Доступ потребителей к лекарственным препаратам допускается только при розничной торговле лекарственными препаратами, отпускаемыми без рецепта. Лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, размещаются отдельно от лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, с отметкой "по рецепту на лекарственный препарат", нанесенной на полку или шкаф.
Руководителем субъекта розничной торговли должно быть обеспечено ведение на бумажном носителе или в электронном виде:
- документов, содержащих сведения о структуре и кадровом составе субъекта розничной торговли, включая приказы и распоряжения, сведения о количестве штатных единиц, а также должностных инструкций с отметкой об ознакомлении с ними работников;
- документов, содержащих информацию о соблюдении субъектом розничной торговли требований законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (акты проверок субъекта розничной торговли должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля);
- журнала учета рецептов.
(Приказ Минсельхоза России от 21.09.2020 N 555)

ЛИЗИНГ

Отбор российских лизинговых организаций в целях предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования теперь проводится способом запроса предложений
Сведения о субсидии в установленном порядке теперь размещаются на едином портале бюджетной системы РФ при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).
Расширяется перечень требований, которым должна соответствовать организация по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки на участие в отборе. В число таких требований включено отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) организации.
В целях формирования реестра получателей субсидии на год, следующий за текущим финансовым годом, Минпромторг России проводит отбор, размещая в срок не позднее 3 календарных дней до дня начала проведения отбора на едином портале, а также в ГИС промышленности в сети "Интернет" объявление о проведении отбора.
Критериями отбора организаций теперь является в том числе, установление ими значения запланированного к достижению показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, на соответствующий финансовый год в размере не менее 6,6.
Расширяется перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе.
Организациям предоставлено право в срок не позднее чем за 5 календарных дней до дня окончания проведения отбора отозвать заявку на участие в отборе или внести изменения в нее.
Скорректированный реестр получателей субсидии, перечень организаций, не прошедших отбор (при наличии таких организаций), а также перечень организаций, заявки на участие в отборе которых были рассмотрены, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока заключения дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении субсидии размещаются Минпромторгом России на едином портале бюджетной системы РФ и в ГИС промышленности в сети "Интернет".