Судебная практика и защита прав налогоплательщика при камеральных проверках

Бухгалтеру
Бюджетному бухгалтеру
Юристу
Объясняем новости

В последние годы налоговые органы все больше внимания уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это объясняется, во-первых, тем, что по итогам камеральных налоговых проверок увеличиваются суммы доначисления в бюджет. Во-вторых, выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени. 

Камеральным проверкам, в отличие от выездных, подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.

Но запросы налоговых инспекторов при камеральных проверках могут выходить за рамки полномочий. Судебная практика 2025 года и позиция Верховного Суда РФ дают налогоплательщикам аргументы в спорах с ФНС.

0

Разберем  типичные ошибки налоговых органов и стратегию защиты, которая поможет избежать необоснованных штрафов.

Основные нарушения налоговых органов при камеральных проверках:

  1. ФНС запрашивает документы, которые не связаны с проверяемым периодом. Например, при проверке декларации за IV квартал 2025 года запрашивают первичку за 2023 год.
  2. Запрос уже представленных документов. Если компания ранее направляла в ФНС копии документов, повторно их запрашивать инспекторы не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ).
  3. Налоговая служба просит представить документы по другому налогу и сбору. Например, в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС ФНС не может запрашивать штатное расписание и трудовые договоры с сотрудниками (Постановление 13 ААС от 01.02.2025 по делу № А56-56020/2024).
  4. Из налогового требования неясно, какие документы нужно направить в ФНС. В запросе инспекторов должны быть как минимум наименования документов и периоды, за которые их нужно представить (Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 № 305-КГ17-6715).
  5. Нарушение порядка взаимодействия с налогоплательщиками. Для обмена документами все участники должны использовать инструменты, предусмотренные законодательством. Это могут быть телекоммуникационные каналы связи, почта или личное вручение. Другие способы — незаконны.
0

Современная арбитражная практика последовательно поддерживает ФНС в противодействии искусственным схемам, направленным на получение необоснованной налоговой выгоды.

Для защиты бизнеса от доначислений и споров с инспекцией критически важны:

  1. Экономическая суть сделки. Наличие оформленных документов недостаточно. Суды и ФНС оценивают реальность операций, их деловую цель, адекватность цен и фактическое исполнение.
  2. Осмотрительность и добросовестность. Компания обязана проверять контрагентов, заключать экономически обоснованные договоры и вести хозяйственную деятельность прозрачно.
  3. Безупречный документооборот. Полные и корректные первичные документы, акты и иные доказательства исполнения сделок — основа защиты в суде. Важно оформлять не только обязательную  первичку, но и дополнительные документы, рекомендованные ФНС и Минфином.

Налоговая политика компании должна быть не только эффективной, но и безопасной. Она должна быть основана на реальных коммерческих операциях, юридической чистоте и подробном документировании всех этапов сделки. Подробнее об общих принципах налоговой политики бизнеса читайте в КонсультантПлюс.

Права налогоплательщика при проведении камеральной проверки

Законодательство дает бизнесу множество возможностей для защиты прав при налоговых проверках. Что может делать налогоплательщик?

  1. Изучать материалы, которые собрали инспекторы. Компания может своевременно знать обо всех обстоятельствах дела и быстро реагировать на проблемы.
  2. Направлять пояснения и подтверждающие документы. Налогоплательщик может отправлять в ИФНС любую документацию, которая подтверждает правильность расчета налогов, взносов, сборов.
  3. Не представлять ненужные документы. Если запрашиваемые налоговыми органами документы выходят за рамки закона либо не связаны с проверкой, налогоплательщик вправе не отправлять их инспекторам.
  4. Оформить письменные возражения на акт камеральной налоговой проверки. Если у компании есть разногласия с инспекторами, она может составить мотивированные письменные возражения.
  5. Обжаловать итоговое решение ИФНС. Если налоговая инспекция выявила налоговые правонарушения, бизнес имеет право оспорить штрафы в вышестоящей инспекции или через суд.

Взаимодействовать с налоговыми органами можно не только без страха, но и без штрафов — важно знать законодательные нормы, правила проверок и четко готовить все документы!

Система КонсультантПлюс Проверки и штрафы  — ваш персональный гид по любым контрольным мероприятиям. Всё, что нужно бухгалтеру:

  • Пошаговые инструкции: до, во время и после проверки
  • Ответы на сложные вопросы от ФНС, СФР, Роструда
  • Оценка рисков и статистика по видам контроля

КАК ЗАГРУЗИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДБОРКУ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС?

 

ШАГ 1. Скачайте папку из Личного Кабинета на свой компьютер на Рабочий стол.

ШАГ 2. Запустите СПС КонсультантПлюс и откройте раздел «Избранное» (в правом верхнем углу кнопка с нарисованной Звездой) , войдите во вкладку «Закладки и документы». Нажмите правую кнопку мыши на пустом поле и в контекстном меню выберите команду «Загрузить из файла».

ШАГ 3. В появившемся окне «Открыть» укажите путь к нужному файлу и нажмите кнопку «Открыть».

 

В результате в вашем разделе «Избранное» появится папка с закладками, подготовленная нашими экспертами.

После загрузки папки, Вам будут доступны только те документы, которые присутствуют в установленном у Вас комплекте «КонсультантПлюс».
Если заинтересовавший Вас документ оказался недоступен, закажите его по кнопке «Задать вопрос эксперту» или через сервис «Горячая линия».

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *