Госзакупки
ЗАКАЗЧИК ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ МОЖЕТ СНИЖАТЬ ОЦЕНКУ ЗАЯВОК ЗА ФАКТЫ НЕГАТИВНОГО ОПЫТА, РЕШИЛ СУД
УФАС увидело ограничение конкуренции в критерии оценки, по которому итоговое число баллов участника уменьшали за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед заказчиком или третьими лицами.
Апелляция с контролерами не согласилась. Критерии оценки сами по себе не могут ограничивать конкуренцию. Они лишь позволяют самым благонадежным участникам победить в закупке.
Суд почеркнул: несогласие антимонопольного органа с порядком оценки заявок не повод заявлять о нарушении Закона N 223-ФЗ и вмешиваться в закупочную деятельность заказчика.
Документ: Постановление 13-го ААС от 23.10.2025 по делу N А56-95488/2024
УФАС НЕ ПОДДЕРЖАЛО ЗАКУПКУ ОРИГИНАЛЬНЫХ КАРТРИДЖЕЙ ДЛЯ ОФИСНОГО ПРИНТЕРА
Участник аукциона на поставку картриджей пожаловался на незаконные условия закупки. Дело в том, что заказчик требовал только оригинальную продукцию без возможности поставки эквивалента.
Заказчик пояснил, что следовал инструкции производителя. Он рекомендовал использовать только оригинальные запчасти, поскольку сторонние комплектующие могли снизить производительность и ресурс печатного устройства.
УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчик не доказал, что применение неоригинальных картриджей обязательно увеличило бы риск преждевременной поломки принтера, ведь срок его гарантийного обслуживания уже истек.
По мнению контролеров, требование о поставке оригинальных расходников ограничивает конкуренцию.
Документ: Решение Владимирского УФАС России от 21.10.2025 N 033/06/33-801/2025
ПЕРЕСМОТР ПОРОГА ДОХОДОВ ПО УСН, МОРАТОРИЙ НА ШТРАФ И ДРУГОЕ: КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДДЕРЖАЛ КАБМИН
Глава правительства сообщил, что реализуют такие предложения по изменению проекта:
- смягчить условия применения НДС малым и средним бизнесом. Изменение порога доходов планируют сделать поэтапным (с 2026 года – 20 млн руб., с 2027 года – 15 млн руб., с 2028 года – 10 млн руб.);
- установить мораторий на привлечение к ответственности плательщиков, которые впервые допустят нарушение при уплате НДС по новым правилам;
- сохранить для ИТ-компаний льготу по НДС при реализации теми прав на собственные разработки;
- не отменять ПСН для розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах.
Есть и другие поправки.
Документ: Информация с сайта Правительства РФ от 06.11.2025
ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКУПОК ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ РАСПРОСТРАНЯТ НА ГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: ПРОЕКТ МИНПРОМТОРГА
В перечень товаров N 2 с защитной мерой в виде ограничения хотят включить оборудование для добычи полезных ископаемых и подъемно-транспортную технику, в частности:
- конвейеры (скребковые, роликовые, винтовые и прочие);
- элеваторы, в т.ч. корпусные для бурильных и обсадных труб;
- подъемники непрерывного действия для подземных работ;
- комбайны проходческие;
- машины для сортировки, грохочения, сепарации или промывки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ.
Речь идет о продукции с подходящими кодами по ОКПД 2.
Новшество планируют применять при закупках, которые объявят с 1 июля 2026 года (п. 2 проекта постановления).
Общественное обсуждение инициативы завершится 20 ноября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
ФАС РОССИИ РАССМОТРЕН ВОПРОС О ЗАКУПКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖНВЛП ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Ведомство сообщает, что отсутствие эквивалентной лекарственной формы лекарственного препарата в перечне ЖНВЛП (включая отметку "Нет" в атрибуте N 12 в графе "Наличие лекарственного препарата в перечне ЖНВЛП" в ГРЛС) при наличии в ГРПОЦ зарегистрированной предельной отпускной цены производителя на этот лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме не может свидетельствовать об отсутствии у такого препарата статуса жизненно необходимого и важнейшего и не должно создавать препятствия для обращения препарата на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, при наличии расхождений между сведениями ГРЛС и ГРПОЦ по вопросу отнесения лекарственного препарата к перечню ЖНВЛП территориальным антимонопольным органам, государственным и муниципальным заказчикам следует руководствоваться сведениями ГРПОЦ с учетом информации, содержащейся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов. В связи с этим отклонение заявок участников закупок ввиду отсутствия определенной лекарственной формы лекарственного препарата в перечне ЖНВЛП либо в ГРЛС при наличии зарегистрированной цены на такой препарат в ГРПОЦ является неправомерным и нарушает требования Закона о контрактной системе.
Документ: Письмо ФАС России от 01.11.2025 N МШ/103552/25
КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ
- Статья: Обзор практики привлечения корпоративных заказчиков к административной ответственности по новой редакции КоАП РФ после 01.03.2025 (Байрашев В.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)
- Статья: Запрет на включение в описание объекта закупки дополнительной информации при закупке некоторых видов товаров с применением "защитных мер" (Гурин О.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)
- Статья: Поставка товара при выполнении работ. Сложности применения национального режима (Казанцев Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)
- Статья: Практические аспекты применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 в закупках по Закону N 223-ФЗ (Байрашев В.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)
- Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты (Созаева Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)
- Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта (Александров Г.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)
- Статья: Закупки автономных учреждений: судебные споры по состоянию на 1 июня 2025 г. (Милонаец О.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)
- Вопрос: Победитель электронного аукциона вместе с подписанным проектом контракта ошибочно направил проект независимой гарантии. Скан оригинала гарантии (с отличающимися реквизитами) был направлен заказчику по электронной почте. Обязан ли заказчик признать данного участника закупки уклонившимся от заключения контракта? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)
- Вопрос: Правомерен ли отказ заказчика учитывать при оценке заявок по критерию "квалификация участника закупки" контракт, который не был исполнен в полном объеме в связи с его расторжением по соглашению сторон? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Постановление Верховного Суда РФ от 08.10.2025 N 88-АД25-8-К8
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ненадлежащее выполнение работ, многочисленные нарушения условий контракта и последующий отказ от исполнения обязательств по нему обусловлены неготовностью общества использовать в ходе выполнения работ материалы, соответствующие требованиям государственного стандарта и условиям заключенного контракта, мер, направленных на своевременное и надлежащее его исполнение, не принято.
Гособоронзаказ
ДО 31 ДЕКАБРЯ 2026 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОДЛЕНА ОТМЕНА ТРЕБОВАНИЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННОЙ УПЛАТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НАЛОГОВ И ВЗНОСОВ ПРИ ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено требование к использованию отдельного счета, предусматривающее в числе прочего возможность списания с него денежных средств в целях оплаты труда только при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, а также страховых взносов в СФР и ФФОМС.
В связи с невозможностью его выполнения в условиях применения механизма единого налогового платежа, который предусматривает перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сборов и страховых взносов, а также налогового агента, действие нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, устанавливающей такое требование, было приостановлено до 31 декабря 2025 года.
Настоящими изменениями приостановление действия подпункта "а" пункта 3 статьи 8.4 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" в части выполнения указанного требования продлено до конца 2026 года.
Документ: Федеральный закон от 04.11.2025 N 406-ФЗ
УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВОК РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИНИМАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ НА ТЕРРИТОРИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ, БРЯНСКОЙ, КУРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ
Определено, что работникам организаций, являющихся головными исполнителями (исполнителями) государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу в интересах Минобороны России, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов РФ:
- сохраняемая средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с порядком исчисления средней заработной платы, предусмотренным статьей 139 Трудового кодекса РФ, выплачивается в двойном размере;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
- расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам организаций, заключившим трудовой договор о работе в организациях, принимающим непосредственное участие в выполнении работ по восстановлению вооружения, военной и специальной техники по государственному оборонному заказу на территориях Белгородской области, Брянской области, Курской области, Республики Крым и г. Севастополя (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение), по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 7210 рублей в сутки.
Расходы по найму жилого помещения в период пребывания в служебной командировке могут подтверждаться документами по найму, договором оказания гостиничных услуг по месту командирования, иными документами, а при их отсутствии - служебной запиской (рапортом) и (или) иным документом о фактическом сроке пребывания в месте размещения, содержащим подтверждение принимающей стороны срока прибытия в место размещения и убытия из места размещения, оплаты стоимости найма жилого помещения, либо в ином порядке, определяемом правовым актом (приказом, распоряжением) работодателя или уполномоченного им лица.
Действие внесенных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2024 г.



