Главные новости для специалиста по закупкам

Закупкам
0

ЦБ РФ ОПЯТЬ СНИЗИЛ КЛЮЧЕВУЮ СТАВКУ

С 27 октября 2025 года показатель равен 16,5%. Предыдущее значение – 17% – установили в сентябре этого года.

Очередное заседание по ключевой ставке пройдет 19 декабря.

Документ: Информация Банка России от 24.10.2025


 

ПРОЕКТ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОПЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ ПРИ ОТЗЫВЕ ЛБО ПРОШЕЛ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

При отзыве лимитов федерального бюджета заказчики будут оплачивать контракты (их этапы) не позже 7 рабочих дней после даты доведения новых ЛБО по ассигнованиям из резервного фонда правительства (ч. 18 ст. 10 проекта).

Правило коснется случаев, которые определит правительство, при условии что приемочные документы подписали в период между отзывом и доведением новых лимитов.

Предполагается, что новшество снизит расходы федерального бюджета на уплату пеней и штрафов за просрочку оплаты по госконтрактам.

ДокументПроект Федерального закона N 1026188-8


 

ОШИБКИ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ГОСЗАКУПКИ: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 - 2025 ГОДЫ

Заказчики описывали объект закупки под продукцию конкретного изготовителя, размещали в извещении не все разделы проектной документации и не сопровождали товарный знак указанием на возможность поставки эквивалента. Подробнее об этих нарушениях - в обзоре.

Объект закупки описан под продукцию конкретного изготовителя

Заказчик приобретал педиатрические опоры и включил в описание объекта закупки особые требования к углу наклона спинки, нагрудному креплению и другим параметрам. Он объяснил это спецификой работы и опытом эксплуатации подобных устройств.

Архангельское УФАС нашло нарушение. Столь специфичным параметрам соответствовало одно изделие конкретного производителя. Формировать описание объекта закупки таким образом нельзя.

На сходную ошибку заказчика указывали ФАС и Воронежское УФАС.

В извещении размещены не все разделы проектной документации

Заказчик проводил конкурс на реконструкцию наружных водоводов и разместил в извещении только сметные расчеты и ведомость объемов работ. По его мнению, этих документов было достаточно, чтобы участники могли изучить фронт работ и сформировать ценовые предложения.

Ненецкое УФАС с позицией заказчика не согласилось. Отсутствие полной информации об объеме работ не позволяет потенциальным подрядчикам оценить экономическую целесообразность участия в закупке.

Подход разделяют ФАС и Якутское УФАС.

Не установлено условие об эквиваленте

Заказчик проводил аукцион на поставку стоматологических материалов. Описание объекта закупки содержало требование к товарному знаку без возможности предложить эквивалентную продукцию.

Коми УФАС предписало устранить нарушение путем аннулирования закупки и напомнило заказчику о требованиях Закона N 44-ФЗ.

Похожее нарушение выявило Кемеровское УФАС.

РекомендуемКак составить описание объекта закупки (техническое задание) для закупки по Закону N 44-ФЗ


 

ПРАКТИКА ФАС ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ: НА ЧТО КОНТРОЛЕРЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ В ОБЗОРАХ ЗА ИЮЛЬ 2025 ГОДА

Заказчики требовали представить образцы товаров на этапе подачи заявок, приводили ценовые предложения участников к единому налоговому базису и неверно оценивали заявки. Подробнее об этом в обзоре.

Требование представить образцы товаров на этапе подачи заявок

В заявке на участие в закупке на поставку спецодежды в числе прочего следовало представить образцы товаров. Требование было отборочным. Заявку отклоняли за его невыполнение.

Контролеры нашли ограничение конкуренции: по условиям закупки образцы следовало представить по 163 позициям. Для участника это дополнительные финансовые затраты. Требование обязывает заранее изготовить продукцию.

Приведение ценовых предложений к единому налоговому базису

При оценке заявок ценовые предложения участников на ОСН и УСН приводили к единому налоговому базису. Контролеры отметили, что Закон N 223-ФЗ не допускает этого. Цены сравнивают в том виде, в котором они указаны в заявках. Обратное ставит участников в неравное положение.

Суд поддержал контролеров.

Неверная оценка заявок

Участник закупки не согласился с тем, что ему начислили мало баллов по критерию "квалификация трудовых ресурсов". В заявке он представил информацию о 91 сотруднике, заказчик же учел данные лишь о 4 из них.

Заказчик пояснил, что сведения о сотрудниках следовало направить по форме из документации. Он принял к оценке информацию о 4 сотрудниках, которую представили по форме.

Контролеры отметили: в документации не определили, в частности, условие о том, что заявки оценивают лишь по сведениям из формы. Поскольку порядок предоставления информации установили неверно, заявку оценили неправильно.

Документы: Обзор административной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ июль 2025 года

Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ июль 2025 года

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ июль 2025 года


 

ПРАКТИКА ФАС ПО ЗАКОНУ № 44-ФЗ: КАКИЕ ОШИБКИ ОТМЕТИЛА СЛУЖБА В ОБЗОРАХ ЗА ИЮЛЬ 2025 ГОДА

Заказчики применяли необъективный порядок оценки заявок, незаконно возлагали на поставщика дополнительные обязанности и ошибались при проверке квалификации для закупки с доптребованиями. Подробнее об этих нарушениях – в обзоре.

Необъективный порядок оценки

При оценке квалификации заказчик применял показатель "Общая цена исполненных договоров". Предельное максимальное значение характеристики составило 19,4% НМЦК.

ФАС сочла порядок оценки необъективным. Участников, которые исполняли крупные контракты, приравняли к менее опытным лицам. Это противоречило принципу эффективности закупок и не позволяло выявить лучшее предложение.

Другой заказчик проводил конкурс на разработку проекта реконструкции аэропорта и начислял баллы лишь за опыт проектирования особо опасных и технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

ФАС увидела нарушение. Заказчик незаконно ограничил предмет договора для оценки квалификации, поскольку игнорировал опыт проектирования работ на других особо опасных и технически сложных объектах капстроительства.

Возложение лишних обязанностей на поставщика

Заказчик приобретал модульную конструкцию для возведения здания больницы. Проект контракта обязывал поставщика привлечь к приемке региональное управление капстроительства, которое выступало заказчиком по смежному контракту на устройство основания для данного сооружения.

ФАС посчитала спорное условие избыточным. Оно необоснованно ставило поставщика в зависимость от воли третьего лица.

Ошибки при проверке квалификации для закупки с доптребованиями

Участника аукциона на строительство детского сада отстранили за несоответствие доптребованиям. По мнению заказчика, он не подтвердил квалификацию, поскольку представил в заявке договор со статусом "Исполнение" в ЕИС.

ФАС признала отклонение заявки незаконным. Оператор ЭП передал заказчику документы о том, что участник обладал нужной квалификацией. Они подтверждали исполнение договора.

Документы:

Обзор административной практики по Закону N 44-ФЗ (июль 2025 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (июль 2025 года)


 

ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НДС, ПЕРЕСМОТР ПОРОГА ДОХОДОВ ПО УСН И ДРУГОЕ – ПОПРАВКИ ПРОШЛИ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Новшествами планируют реализовать ряд мер в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Хотят, в частности:

  • повысить ставку НДС с 20% до 22%;
  • сократить с 60 млн до 10 млн руб. предельный размер дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС;
  • продлить действие нормы, ограничивающей уменьшение базы текущего периода по налогу на прибыль на убытки прошлых лет, до 2030 года.

Отметим, комитет Госдумы предложил доработать проект к 2 чтению.

Документ: Проект Федерального закона N 1026190-8


 

МИНЗДРАВ ПРЕДЛОЖИЛ ЦЕНТРАЛИЗОВАТЬ ЧАСТЬ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВ И МЕДИЗДЕЛИЙ С 2026 ГОДА

По проекту с 2026 года закупки ряда лекарств и медизделий в рамках нацпроектов "Продолжительная и активная жизнь" и "Семья" будут централизованы. Уполномоченным органом станет Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан при Минздраве (ФКУ "ФЦПиЛО" Минздрава России).

Централизация коснется (п. п. 1 и 2 проекта постановления):

  • подведомственных Минздраву федеральных казенных и бюджетных учреждений, а также унитарных предприятий – в части закупок медизделий из спецперечня (приложение N 1 к проекту постановления);
  • региональных заказчиков – в части закупок за счет федеральных средств медизделий из спецперечня, ряда лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний в рамках диспансеризации и противовирусных препаратов при гепатите С.

Предполагается, что для организации закупок в 2026 году заказчики будут направлять в уполномоченный орган такие документы (п. 5 проекта постановления):

  • сведения о потребностях – не позже 1 декабря 2025 года;
  • заявка на закупку – не позже 20 декабря 2025 года.

Общественное обсуждение инициативы завершится 30 октября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ


 

ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКУПОК ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ: В СПИСОК ПРОДУКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНО ВКЛЮЧИТЬ БОЛЬШЕ МЕДИЗДЕЛИЙ

По проекту в перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения хотят включить:

  • катетеры баллонные стандартные для ангиопластики;
  • стенты для коронарных артерий, металлические непокрытые;
  • стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарство.

Речь идет о продукции с подходящими кодами по ОКПД 2.

Планируют, что новшество вступит в силу с 1 июля 2026 года.

Общественное обсуждение завершат 29 октября 2025 года.

Документ: Проект постановления Правительства РФ


 

УТОЧНЕН ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК В БАНКЕ РОССИИ

В частности, в новой редакции изложены: заявка на аккредитацию Банком России; перечень регистрационных, учредительных, финансовых документов поставщика (подрядчика, исполнителя) и справочной информации, прилагаемых к заявке на аккредитацию.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Документ: Указание Банка России от 22.10.2025 N 7218-У


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ЗАКУПКАХ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ДРУГИХ ТОВАРОВ ПРЕДЛОЖЕНО ПРИМЕНЯТЬ ИНАЧЕ

По проекту заказчикам запретят объединять в один лот товары из позиций 191 – 361 перечня N 2 с товарами, которых в таких позициях нет (пп. "а" п. 1 проекта изменений). Речь идет, в частности, о радиоэлектронике.

Также в правилах применения нацрежима закрепят, что защитные меры в виде запрета и ограничения распространяются на закупки совокупности товаров (далее – комплект), один или несколько из которых есть в перечнях N 1 и N 2 (пп. "б" п. 1 проекта изменений). Документы для подтверждения страны происхождения можно будет представить как на весь комплект в целом, так и на отдельные товары в его составе.

Изменят особенности описания товаров, производства которых нет в РФ. Так, если в реестре российской промпродукции нет товаров из позиций 1 – 433 перечня N 2 с нужными параметрами, то в описание станут включать регистрационный номер уведомления об отсутствии продукции в реестре, которое направили через ГИСП (пп. "а" п. 2 проекта изменений). Пока в описание включают копию уведомления.

Эти новшества могут заработать с 1 января 2026 года (п. 2 проекта постановления). Общественное обсуждение проекта завершат 5 ноября 2025 года.

Документ: Проект постановления Правительства РФ


 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.09.2025 N АКПИ25-535

Об отказе в удовлетворении заявления о признании не действующим в части подпункта "а" пункта 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.

 

Постановление Верховного Суда РФ от 08.09.2025 N 31-АД25-12-К6

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.

Решение: Требование удовлетворено, так как привлеченное лицо, будучи директором ООО, допустило бездействие, повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ для нужд заказчика, в установленный контрактом срок и причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

 

Гособоронзаказ

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2025 N Ф05-15341/2025 по делу N А40-265823/2024

Требование: О взыскании неустойки по договору поставки.

Обстоятельства: Заказчик ссылается на то, что в установленный срок поставщиком изделия поставлены не были.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды не учли его особенности, связанные с тем, что спорный договор был заключен во исполнение государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа.

 

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2025 N 77-2432/2025 (УИД 41RS0003-01-2022-000889-30)

Приговор: По п. "б" ч. 2 ст. 201.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа).

Определение: Приговор изменен, постановлено назначить осужденному дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением управленческих функций в коммерческих организациях, сроком на 2 года.

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *