Госзакупки
Указание товарного знака при закупках по закону № 44-ФЗ: ФАС разъяснила спорные вопросы
Что признается товарным знаком для целей закупок? Какое указание на товарный знак считается неверным? Можно ли указать в заявке несколько товарных знаков по одной позиции товара? Ответы на эти и другие вопросы – в обзоре.
Что признается товарным знаком для целей закупок?
Для целей Закона N 44-ФЗ товарный знак – это обозначение, которое зарегистрировано Роспатентом и сведения о котором включены в реестр товарных знаков.
Какое указание на товарный знак считается неверным?
Заявку признают не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, если участник:
- не указал товарный знак, хотя сведения о нем есть в реестре;
- указал товарный знак, но сведений о нем нет в реестре;
- предоставил информацию о товарном знаке, которая не совпадает с данными реестра.
Нужно ли указывать наименование товарного знака в заявке?
Нет. Закон N 44-ФЗ не обязывает этого делать. Участник вправе отразить лишь сведения, которые позволят определить наличие товарного знака, например привести регистрационный номер свидетельства на такой знак либо заполнить нужную графу заявки словами "нет" или "отсутствует".
Может ли заявка содержать несколько товарных знаков по одной позиции товара?
Нет. Такая заявка не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Должен ли заказчик проверять информацию о товарном знаке в реестре?
Да. Закупочная комиссия сверяет данные заявки и реестра товарных знаков.
Является ли товарный знак существенным условием контракта?
Да. Заказчик может изменить его при согласовании поставки продукции с улучшенными характеристиками.
Документ: Письмо ФАС России от 29.08.2025 N ГР/81837/25
Национальный режим при закупках ПО: Минцифры предложило дать приоритет доверенному российскому софту
Программы из реестра российского ПО, у которых есть отметка о соответствии требованиям к доверенному софту, получат приоритет при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ (пп. 1 п. 2 проекта изменений). Требования к доверенным программам позже определит правительство.
Заявки с реестровыми записями без отметки "доверенный софт" будут приравнивать к предложениям о поставке иностранной продукции, если заказчик допустит заявку с доверенным российским ПО (пп. 2 п. 2 проекта изменений). Похожее правило сейчас применяют к программам, которые соответствуют доптребованиям.
Планируют и другие изменения.
Предполагается, что новшество вступит в силу с 1 марта 2026 года и не будет распространяться на закупки, которые объявили до этой даты (п. п. 3 и 5 проекта постановления).
Публичное обсуждение инициативы завершится 17 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Минфин о национальном режиме: ограничение применяется по совокупности российских товаров в заявке
По мнению ведомства, если заказчик приобретает несколько товаров из списка с ограничением, то правило "второй лишний" срабатывает только при наличии заявки, в которой вся продукция российская.
Таким образом, защитную меру в виде ограничения нужно применять по совокупности товаров в заявке, а не по каждой позиции отдельно.
Документ: Письмо Минфина России от 02.09.2025 N 24-07-08/85390
Госзакупка услуг по строительному контролю за ремонтом дороги: кассация сочла лишними доптребования
Первая и апелляционные инстанции решили, что заказчик верно установил доптребования по позиции 17, когда приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги. Они исходили из того, что по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту.
Кассация не согласилась с выводами судов и посчитала, что оснований устанавливать доптребования не было:
- позиция 17 содержит лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут;
- приказ об утверждении классификации издали раньше постановления о доптребованиях. Он имеет меньшую юридическую силу, чем постановление о доптребованиях. Последнее же закрепляет полный перечень работ, который не подлежит расширительному толкованию.
Отметим, в практике можно встреть иное мнение.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2025 по делу N А32-50425/2024
Лицензию на услуги охраны иногда нужно требовать и при закупке услуг вахтера, считает УФАС
Участник закупки услуг сторожа (вахтера) пожаловался, что в извещении нет требования о наличии лицензии на охранную деятельность. Заказчик допустил подмену понятий вахтера и охранника, поскольку часть обязанностей исполнителя из описания объекта закупки мог выполнять лишь сотрудник охранного предприятия.
УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчику следовало установить требование о наличии лицензии, поскольку в техзадании перечислили обязанности вахтера, которые по своей сущности относятся к охранным услугам.
Документ: Решение Кировского УФАС России от 26.08.2025 N 043/06/105-739/2025
Поломка компьютера помешала победителю подписать госконтракт – УФАС не включило сведения в РНП
Победитель пропустил срок подписания контракта и не представил обеспечение его исполнения. Заказчик признал его уклонившимся от заключения сделки.
Контролеры не увидели недобросовестного поведения и не включили сведения в РНП, поскольку победитель:
- не исполнил обязательства вовремя из-за поломки компьютера;
- подписал контракт на следующий день после истечения срока, как только устранил неполадку;
- заранее начал оформлять гарантию, которая была готова в последний отведенный для подписания контракта день;
- приобрел товар по контракту и готов передать его заказчику сразу после заключения сделки;
- давно участвует в госзакупках и имеет положительную репутацию – он исполнил более 250 контрактов без нарушений и без претензий со стороны заказчиков.
Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Документ: Решение Тульского УФАС России от 27.08.2025 по делу N 071/10/104-847/2025
Консультации, статьи
- Вопрос: О применении ограничений в рамках национального режима при закупках, если заявка содержит документы, подтверждающие страну происхождения только части товара. (Письмо Минфина России от 11.09.2025 N 24-06-09/88825)
- Вопрос: О способе закупки строительных работ, при выполнении которых поставляется товар, а также о применении условий типовых контрактов и типовых условий контрактов. (Письмо Минфина России от 10.09.2025 N 24-06-09/88144)
Судебная практика
Арбитражное решение РАЦ от 15.04.2021
Категория спора: Подряд для государственных и муниципальных нужд.
Требования заказчика: О предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договорам подряда в денежной форме либо в форме безотзывной банковской гарантии.
Обстоятельства: Заказчик указывает, что в отношении ряда договоров срок безотзывных банковских гарантий истек, а в отношении остальных договоров обеспечение исполнения обязательств подрядчик не предоставил.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязательство подрядчика по предоставлению обеспечения, а также размер соответствующего обеспечения, форма его предоставления и сроки, в которые должно быть исполнено такое обязательство, прямо предусмотрены договорами, при этом отсутствуют основания полагать, что гарантийные обязательства подрядчика по договорам были прекращены.
Гособоронзаказ
Минпромторг утвердил перечень документов для обоснования цен по гособоронзаказу
27 сентября 2025 г. вступает в силу приказ Минпромторга России от 04.04.2025 № 1652. Документ устанавливает детальный перечень бумаг, которые исполнители государственного оборонного заказа (ГОЗ) должны представлять в министерство при подаче предложений о цене или прогнозной цене продукции.
Основные требования
Приказ принят во исполнение подп. «м» п. 37 Положения о госрегулировании цен на продукцию ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465) и обязывает подрядчиков вместе с ценовым предложением направлять в Минпромторг:
- опись всех представляемых обосновывающих документов;
- копии документов, подтверждающих право подписи уполномоченного лица;
- при наличии — документ, подтверждающий статус единственного поставщика.
Дополнительные материалы
По запросу Минпромторга перечень расширяется в зависимости от метода определения цены (затратный, индексация базовой цены, индексация по статьям затрат и др.). В частности, могут понадобиться: оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки прямых и косвенных затрат, сведения о прошлых поставках, калькуляции, расчёты командировочных и страховых взносов, подтверждения закупочных цен и другие финансово-экономические обоснования.
Что это значит для исполнителей
С 27 сентября все участники ГОЗ должны готовить полный пакет доказательств корректности расчёта цены в установленной форме, в том числе в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. Нарушение требований может повлечь отказ в согласовании цены и, как следствие, срыв заключения или исполнения контракта.
Документ: Приказ Минпромторга России от 04.04.2025 N 1652
Судебная практика
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госзаказ).
Требования поставщика: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Заказчик не имеет возможности произвести окончательный расчет по договору с исполнителем до получения окончательного расчета от государственного заказчика. При этом исполнитель, являющийся профессиональным участником государственного оборонного заказа, заключивший договор со специальными условиями финансирования и расчетов с использованием отдельного банковского счета, знал или должен был знать об особенностях финансирования.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

