Госзакупки
ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку
С 15 сентября 2025 года показатель равен 17%. Предыдущее значение – 18% – установили в июле этого года.
ЦБ РФ указал, что годовая инфляция по оценке на 8 сентября составила 8,2%. Прогнозируется, что она снизится до 6 - 7% в 2025 году и вернется к цели – 4% – в 2026 году.
Регулятор будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая нужна для возвращения инфляции к цели.
Очередное заседание по ключевой ставке пройдет 24 октября 2025 года. ЦБ РФ примет решение исходя из устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
Документ: Информация Банка России от 12.09.2025
Национальный режим: наименования товара в заявке и реестре могут не совпадать дословно, решило УФАС
Участник аукциона на поставку мебели пожаловался, что его незаконно отстранили от закупки с нацрежимом. Он подтвердил отечественное производство своих изделий записями из реестра российских промтоваров, но заказчик не смог идентифицировать продукцию и отклонил заявку.
Заказчик не понял, соотносятся ли реестровые записи с товарами в заявке, поскольку неочевидно, что "Панель серии ПСД" – это изголовье кровати, а "Подставка серии ПБН" – подставка для чемоданов.
УФАС признало жалобу обоснованной. Номер реестровой записи указывают для подтверждения страны товара, а не его параметров. Наименования продукции в реестре и извещении могут не совпадать дословно.
Подход разделяет Курское УФАС.
Документ: Решение Краснодарского УФАС России от 26.08.2025 N 616/2025 по делу N 023/06/48-3626/2025
Ограничение закупок иностранных товаров: Минпромторг предложил расширить список продукции
По проекту в перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения хотят включить батареи аккумуляторные литий-ионные с кодами 27.20.23.130 и 27.20.23.140 по ОКПД 2.
Планируют, что новшество применят к закупкам, которые объявят с 1 января 2026 года.
Общественное обсуждение завершат 25 сентября 2025 года.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Суд решил, что требование документов об оплате договора для оценки опыта не нарушает закон № 223-ФЗ
Участников закупки обязали прилагать для оценки опыта помимо договоров еще и документы об их оплате. Контролеры решили, что такое требование ограничивает конкуренцию. Они указали: если у участника есть опыт, который он подтвердил приемочными актами, но заказчик не произвел оплату, то такой участник не сможет получить максимальное количество баллов.
Три инстанции не согласились с контролерами и в числе прочего отметили:
- требование установили из соображений должной осмотрительности при выборе контрагента. Применяли его одинаково ко всем участникам. То, что требование обеспечило победу кому-то конкретному или ограничило доступ к закупке, не доказали;
- документы об оплате подтверждают бесспорное принятие исполненных обязательств на указанную в них сумму. Если их не требовать, то заказчик не сможет выбрать контрагента, который исполнит договор качественно. Одних лишь приемочных документов мало, чтобы оценить достаточный опыт участника.
Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2025 по делу N А73-22643/2024
УФАС: допуск участника с СТ-1 не повод отклонять заявки с простым декларированием страны товара
Заказчик приобретал препарат, которого нет в реестре российской промпродукции. Это задекларировали в извещении, поэтому участники могли подтверждать страну товара простым указанием на нее в заявке.
Один из участников подтвердил происхождение лекарства сертификатом СТ-1, поэтому заявку с простым указанием страны товара отклонили (заказчик приравнял продукцию к иностранной).
УФАС решило, что заказчик поступил незаконно. При закупках по Закону N 44-ФЗ заявки с простым указанием страны приравнивают к предложениям о поставке иностранной продукции, только если заказчик допустит заявку с товаром из российского (евразийского) реестра промпродукции и номером реестровой записи. Наличие участника с сертификатом СТ-1 не основание для этого.
Вывод основан на разъяснениях Минфина.
Документ: Решение Якутского УФАС России от 19.08.2025 по делу N 014/06/49-1468/2025
Централизованные госзакупки: Минфин предложил расширить перечень заказчиков и товаров, работ, услуг
По проекту расширят список заказчиков, для которых ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее – учреждение) централизованно закупает типовые товары, работы, услуги. В него войдут:
- Минприроды России;
- Минэнерго России;
- Минздрав России;
- Минпросвещения России;
- Минкультуры России и его территориальные органы;
- Ростехнадзор и его территориальные органы;
- Рособрнадзор;
- Роструд и его территориальные органы;
- Роснедра и его территориальные органы;
- Росмолодежь.
Перечень типовых товаров, работ, услуг уточнят. Так, в него добавят услуги хранения и отпуска ГСМ для транспорта.
Помимо типовых товаров, работ, услуг из указанного перечня учреждение будет централизованно приобретать те, которых в списке нет (далее – нетиповые товары, работы, услуги). В этом случае учреждение уполномочат только провести закупку нетиповых товаров, работ, услуг. В проекте предложили правила взаимодействия заказчиков с учреждением при централизованных закупках последних.
Сроки планирования и проведения централизованных закупок будут зависеть от группы заказчиков и категории товаров, работ, услуг, в которых есть потребность. Также предусмотрели исключения, когда центрованные закупки учреждение проводить не станет.
Общественное обсуждение проекта завершат 16 сентября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Новый калькулятор КонсультантПлюс для расчета сроков закупок по 44-ФЗ
Сервис рассчитает сроки открытых процедур электронного аукциона, конкурса и запроса котировок в зависимости от планируемой даты извещения и параметров закупки. Для каждого срока в графике представлено обоснование со ссылками на нормы закона.
Где найти новый калькулятор
Нажмите на ссылку "Калькуляторы" в правой части Стартовой страницы.
На открывшейся странице "КонсультантПлюс Калькуляторы" найдите раздел "Государственные закупки", а в нем "Калькулятор сроков закупок по 44-ФЗ".
Как работает новый калькулятор
Схема проста:
- Выберите способ закупки.
- Укажите ее параметры (не требуется для электронных запросов котировок).
- Отметьте планируемую дату размещения извещения.
- При желании можно ввести название закупки, тогда оно отобразится при выводе графика закупки на печать или сохранении в файл.
- Нажмите "Рассчитать", и калькулятор представит все этапы определения поставщика с точными сроками.
К примеру, вы запланировали начать электронный запрос котировок 15 сентября.
Поскольку заранее неизвестно, будут ли запросы о даче разъяснений, в графике изначально указаны даты начала и окончания направления запросов и ответов на них. Если участник направит запрос, введите дату его поступления и сервис рассчитает точный срок ответа.
Кроме того, вы можете добавить в график процедуры изменения извещения и отмены закупки. Сервис сделает перерасчет с их учетом.
Обратите внимание: для каждого этапа в графике дано правовое обоснование. Вы можете развернуть или свернуть его.
Сохранение и печать графика закупки
График можно вывести на печать или скачать в виде Excel-таблицы, в которой будут указаны даты этапов, их названия, допустимый период и нормативное обоснование.
Какие еще калькуляторы пригодятся специалистам по госзакупкам
Сервисы из раздела "Государственные закупки" помогут определить:
- лимиты закупок от СГОЗ у ЕП, а также необходимую долю закупок у СМП и СОНКО;
- размер неустойки, взыскиваемой как с поставщика, так и с заказчика;
- величину обеспечения заявки и исполнения контракта;
- НМЦК методом анализа рынка;
- особенности закупки по кодам из ОКПД 2 (также сервис поможет подобрать позицию КТРУ).
Консультации, статьи
- Статья: ВС РФ: неэффективность доказана контрольным органом! (Суворова Т.) ("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)
- Статья: Строительство объектов социальной сферы. Опыт регионов. Комментарии КСО (Бешкок З., Колмогорова Л., Борисов А., Зверева Л., Ильиченко Е.) ("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)
Судебная практика
Требование: О признании частично недействительным представления Управления Федерального казначейства.
Обстоятельства: Выявив, что в соглашениях о предоставлении из республиканского бюджета субсидий за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета отсутствует условие о соблюдении получателями субсидий при осуществлении закупок положений, установленных ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выдал представление устранить нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку получатели средств не являлись производителями работ в части мероприятий по строительству и реконструкции котельных; казначейские кредиты предоставлялись на осуществление капитальных вложений в объекты энергетической
инфраструктуры.
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заказчик отказался от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедических брюк для инвалидов в связи с неисполнением подрядчиком в установленный срок своих обязательств по контракту. Антимонопольный орган решением включил подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что на дату принятия антимонопольным органом оспариваемого решения контракт в полном объеме исполнен не был (получатели технических средств реабилитации не были обеспечены ортопедическими брюками).
Гособоронзаказ
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2025 N 305-ЭС25-7667 по делу N А40-76473/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о расторжении государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы, взыскании неотработанного аванса и встречному требованию о расторжении государственного контракта, взыскании задолженности и неустойки.
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды фактически не проверяли доводы сторон относительно понесенных расходов, не применили нормы права, подлежащие применению, не учли доводы и возражения сторон с учетом особенностей регулирования в сфере государственного оборонного заказа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Процессуальные вопросы: Об исключении исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем, из числа приостановленных исполнительных производств.
Решение: Удовлетворено, поскольку обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя (должника), сохраняется и в процедурах банкротства последнего.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2025 N 09АП-26935/2025 по делу N А40-261891/2024
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госзаказ, госконтракт, госзакупки).
Требования поставщика: О признании недействительным заключения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу, об обязании включить затраты в затраты, формирующие цену товара.
Обстоятельства: Доказательств того, что предложенные поставщиком цены существенно превышали индексы удорожания продукции/работ, не представлено.
Решение: Удовлетворено.
Требование: О взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Встречное требование: О признании недействительными решения и предписания.
Решение: 1) Требование удовлетворено; 2) В удовлетворении встречного требования отказано.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ за нарушение условий госконтракта по оборонному заказу.



