С 1 января 2026 года Универсальный передаточный документ (УПД) станет единственным обязательным форматом для электронного подтверждения отгрузок товаров, работ и услуг. Это заменит привычные счет-фактуры, акты и накладные (например, ТОРГ-12). ФНС призывает компании начать переход заранее, чтобы избежать хаоса и штрафов в последний момент.
Что изменится с 2026 года?
С 1 января 2026 года единственным официально признанным электронным документом, подтверждающим факт отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг, станет УПД. Действующий формат УПД 5.03, утвержденный Приказом ФНС от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@, является гибридным документом, который объединяет в себе функции счета-фактуры и первичного документа.
Важно! Штрафы по ст. 120 НК РФ составят:
- 10 000 руб., если вы не выставляли счета-фактуры в течение одного квартала;
- 30 000 руб., если вы не выставляли счета-фактуры в течение нескольких кварталов;
- 20% от суммы задолженности по налогу (но не меньше 40 000 руб.), если из-за невыставления счета-фактуры вы занизили налоговую базу по НДС
Почему важно начать переход сейчас?
ФНС подчеркивает, что досрочный переход позволит компаниям:
- плавно адаптировать внутренние бизнес-процессы;
- избежать технических сбоев и ошибок в документообороте;
- своевременно обучить сотрудников новым правилам работы;
- согласовать с контрагентами формат электронного взаимодействия.
Как начать использовать УПД?
Начать применять УПД можно в любое время, дополнив соответствующим положением учетную политику (Письмо ФНС от 13.12.2024 N ЗГ-2-3/19079@).
Разобраться с правилами выставления и заполнения УПД помогут материалы КонсультантПлюс:
- Типовая ситуация: УПД: выставление, заполнение, исправление
- Готовое решение: Как выставлять УПД в электронной форме
- Готовое решение: Как применять УПД
- Готовое решение: Как перейти на применение УПД
Не откладывайте переход на УПД! Заблаговременная подготовка поможет избежать штрафов и настроить бесперебойный документооборот с контрагентами.
КАК ЗАГРУЗИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДБОРКУ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС?
ШАГ 1. Скачайте папку из Личного Кабинета на свой компьютер на Рабочий стол.
ШАГ 2. Запустите СПС КонсультантПлюс и откройте раздел «Избранное» (в правом верхнем углу кнопка с нарисованной Звездой) , войдите во вкладку «Закладки и документы». Нажмите правую кнопку мыши на пустом поле и в контекстном меню выберите команду «Загрузить из файла».
ШАГ 3. В появившемся окне «Открыть» укажите путь к нужному файлу и нажмите кнопку «Открыть».
В результате в вашем разделе «Избранное» появится папка с закладками, подготовленная нашими экспертами.
После загрузки папки, Вам будут доступны только те документы, которые присутствуют в установленном у Вас комплекте «КонсультантПлюс».
Если заинтересовавший Вас документ оказался недоступен, закажите его по кнопке «Задать вопрос эксперту» или через сервис «Горячая линия».