Национальный режим: изменены правила подтверждения страны товаров и особенности их описания
Подтверждение страны происхождения товаров
Продлили возможность подтверждать страну происхождения отдельной продукции сертификатом СТ-1. Речь идет о закупках, например стерильных марлевых бинтов, шприцов, эндопротезов суставов конечностей, если их объявят по 31 декабря 2025 года включительно.
Установили случаи, когда временно можно не применять требование о наличии в записи из реестра российской промпродукции информации о совокупном количестве баллов. Так, новшество касается записей, сформированных в реестре по 10 октября 2023 года включительно для товаров, закупку которых объявят по 31 декабря 2026 года включительно. В числе товаров:
- рентгенографические аппараты;
- аппараты ультразвукового сканирования.
Особенности описания объекта закупки
Если у заказчика есть разрешение на закупку иностранного товара, то в извещении нужно декларировать его получение и указать реквизиты такого разрешения, а также характеристики товара. Последние должны быть идентичными тем, которые приводили в обращении на выдачу разрешения.
Перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения
С 1 января 2026 года список продукции N 2 с защитной мерой в виде ограничения дополнят новыми позициями. К таким товарам относятся, в частности:
- стопа из композитных материалов;
- коленный модуль с гидравлическим управлением;
- тазобедренный модуль с механическим управлением;
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.08.2025 N 1326
В реестр контрактов нужно включать больше данных об экстренных закупках с 1 января 2026 года
Заказчики, которые проводят экстренные закупки у единственного поставщика, будут указывать в реестре контрактов основание закупки. Нужно выбрать одно из таких значений:
- необходимость оказания медпомощи в неотложной или экстренной форме;
- авария;
- предупреждение ЧС (при введении режима повышенной готовности);
- ликвидация ЧС;
- оказание гуманитарной помощи;
- иные обстоятельства непреодолимой силы.
Есть и другие изменения.
Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2025 N 1353
Список промтоваров для закупок с повышенным авансом расширен с 1 сентября 2025 года
В перечень строительно-дорожной техники, при закупках которой получатели средств федерального бюджета устанавливают в контрактах аванс не менее 80% в пределах ЛБО, включили 7 новых позиций. Среди них:
- 29.10.30.190 – пассажирские ТС с числом мест для сидения не менее 10;
- 29.10.41.113 – дизельные грузовики с технически допустимой максимальной массой свыше 12 т;
- 29.10.43.000 – автомобили-тягачи седельные для полуприцепов;
- 29.10.59.140 – автомобили пожарные.
Новшество вступило в силу 1 сентября 2025 года и не применяется к закупкам, которые объявили до этой даты.
Напомним, повышенный размер аванса при закупках продукции из перечня обязателен для контрактов, которые заключат до 31 декабря 2026 года включительно. Правило действует, если в извещении устанавливали запрет или ограничение допуска импортных товаров.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 N 1343
Аванс от 80% при закупках ряда промтоваров будет обязателен до конца 2030 года: проект Минпромторга
По проекту получатели средств федерального бюджета до конца 2030 года продолжат закреплять в контрактах на поставку промпродукции из перечня N 1 аванс не менее 80% в пределах ЛБО.
В перечень включат 3 новых позиции:
- 23.91.11 – жернова, точильные камни, шлифовальные круги и др.;
- 25.73.60 – инструмент прочий;
- 28.24.1 – инструменты ручные электрические и прочие с механизированным приводом.
Сейчас при закупках товаров из перечня N 1 повышенный размер аванса не нужен. Правило распространялось на контракты, которые заключили до конца 2024 года.
Общественное обсуждение инициативы завершится 11 сентября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Консультации, статьи
- Вопрос: Возможно ли привлечение к административной ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ должностных лиц МУП, осуществляющих закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ? (Консультация эксперта, ФАС России, 2025)
- Вопрос: По госконтракту учреждение ежемесячно уплачивает аванс. В одном из месяцев аванс и стоимость оказанных услуг оказались равными, к уплате причитается 0 руб. Как заказчику поставить на учет в федеральном казначействе нулевое денежное обязательство, чтобы аванс был принят к зачету? (Консультация эксперта, 2025)
- Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ (Карпова Л.Н.) ("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)
- Форма: Расчет начальной (максимальной) цены контракта при закупке медицинских изделий (образец заполнения) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Гособоронзаказ
Консультации, статьи
- Вопрос: О ведении участником казначейского сопровождения раздельного учета результатов ФХД по госконтракту, контрактам (договорам) в рамках гособоронзаказа и отражении его показателей в расходной декларации. (Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 02-12-12/64654)
- Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика (Жемеров В.В.) ("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)
Судебная практика, практика УФАС
Требование: О признании незаконным отказа от исполнения контракта и взыскании стоимости товара по государственному контракту на поставку сухого корма в рамках государственного оборонного заказа, прекращении производства по делу в части обязания принять поставленный товар в связи с отказом истца от заявленных требований.
Решение: Требование удовлетворено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ за нарушение условий госконтракта по оборонному заказу.
Решение: Отказано.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ за нарушение условий госконтракта по оборонному заказу.
Решение: Производство прекращено.
Решение Новосибирского УФАС России от 24.08.2022 N 054/06/104-53/2022
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку рационов питания, в рамках государственного оборонного заказа.
Решение: В удовлетворении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений отказать.



