Главные новости для юриста

Юристу
0

Установлен порядок передачи информации об абоненте — юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, инициировавших телефонный вызов
 

Информация об инициаторе телефонного вызова передается на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента сети подвижной радиотелефонной связи на основании договора об отображении информации и содержит: полное или сокращенное наименование абонента - юридического лица, либо указание на статус индивидуального предпринимателя, фамилию и инициалы абонента - индивидуального предпринимателя, либо коммерческое обозначение абонента - юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанное в договоре об отображении информации; категорию телефонных вызовов, указанную в договоре об отображении информации.

Определены состав такой информации, ее формат и сроки передачи.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует в течение 6 лет.

Подробнее в документе: Постановление Правительства РФ от 28.08.2025 N 1300

 

Жилищный контроль и надзор: новые типовые индикаторы риска появятся 8 сентября 2025 года
 

Минстрой утвердил 2 новых типовых индикатора того, что компания или ИП нарушает законодательство о жилье, энергосбережении, газоснабжении и повышении энергоэффективности жилфонда, в т.ч. муниципального.

Первый показатель – контролеры получили сведения о том, что арбитражный суд принял иск о взыскании долга по договорам энерго-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в т.ч. бытового в баллонах) либо по договору на услуги по обращению с ТКО. Общая сумма долга – более 300 тыс. руб. Она образовалась в течение 12 месяцев до дня принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Второй показатель – контролеры узнали о начислении платы за отопление по нормативу более 3 расчетных периодов подряд.

На основе типовых индикаторов органы жилищного госнадзора и муниципального контроля утверждают свои показатели.

ДокументПриказ Минстроя России от 20.05.2025 N 301/пр

0

Приняты поправки к Положению о федеральном пожарном надзоре
 

Контролирующие органы начнут передавать в другие ведомства сведения о некоторых нарушениях. Отдельные объекты при вводе в эксплуатацию автоматически получат высокую категорию риска. Изменения заработают 5 сентября 2025 года.

Если при профилактическом мероприятии установят, что проектные и технические документы не соответствуют техрегламенту о пожарной безопасности, сведения о нарушениях направят в прокуратуру, орган власти региона и Ростехнадзор для реагирования. Это сделают в течение 3 рабочих дней после окончания мероприятия.

Объектам капстроительства в сфере образования, детского отдыха и оздоровления, медицинского ухода с проживанием при вводе их в эксплуатацию присвоят высокую категорию риска. Ее пересмотрят после обязательного профилактического визита.

За критерий добросовестности, который связан с наличием заключения о независимой оценке пожарного риска, начнут присваивать значение "-15" вместо "-10". Это касается как общественных объектов, так и производственных.

В положении также предусмотрели:

  • отдельную формулу для расчета индекса индивидуализации объектов с разными классами функциональной пожарной опасности и несколькими видами экономической деятельности;
  • основания, по которым могут изменить график постоянного госнадзора.

 

ДокументПостановление Правительства РФ от 27.08.2025 N 1288

Рекомендуем: Как обеспечить пожарную безопасность на предприятии

Как МЧС контролирует соблюдение требований пожарной безопасности

 

Коды ОКВЭД в выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП: налоговики напомнили об изменении порядка их отражения
 

В реестрах будут размещать 2 типа сведений о кодах ОКВЭД:

  • заявительный – сведения, которые указали при регистрации бизнеса или внесении изменений в реестр;
  • отчетный – сведения о кодах ОКВЭД с указанием процентных долей. Их рассчитает Росстат по итогам работы организации (ИП) за прошлый год и передаст в ФНС.

С середины сентября текущего года в выписках будут отражать сведения об ОКВЭД заявительного типа, вносимые при регистрации нового бизнеса или внесении изменений в реестры.

Сведения о кодах отчетного типа в выписках будут указывать с 2026 года после того, как данные поступят из Росстата.

Сейчас реестры содержат сведения о видах экономической деятельности по заявлениям, которые подают при регистрации бизнеса.

Налоговики отметили: новшества упростят процедуру подтверждения кодов ОКВЭД и обеспечат актуальность информации в реестрах.

Напомним, с 1 сентября 2025 года заработают поправки к порядку подтверждения вида деятельности для взносов на травматизм.

ДокументИнформация ФНС России от 29.08.2025

 

Услуги связи, денежные переводы, недвижимость, криптовалюта и прочее: Минцифры подготовило изменения
 

У операторов связи и банков возникнут новые обязанности. В ряде случаев регистрация недвижимости и ее постановка на кадастровый учет смогут затянуться. Появятся штрафы за некоторые нарушения. Проекты этих и других мер по защите граждан от мошенников проходят публичное обсуждение.

Рассмотрим отдельные изменения. Они могут вступить в силу с 1 марта 2026 года. О новшествах в сфере персональных данных мы уже рассказали.

Услуги связи и ответственность операторов

Абонент сможет потребовать от оператора заблокировать входящие вызовы с иностранных номеров.

По запросу Минцифры оператор направит в ГИС "Антифрод" записи телефонных разговоров, если у них есть признаки незаконных действий. Передача обязательна, если она технически возможна.

Планируют штрафовать за оказание иностранцам и лицам без гражданства услуг мобильной связи, когда те пользуются смартфоном, идентификатор которого не указан в договоре. Это касается и других устройств с сим-картой. Должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Штрафы в тех же размерах предлагают установить за несоблюдение порядка работы с системой мониторинга исполнения обязанностей операторов связи.

Денежные переводы от физлиц и платежные карты

Банк возместит клиенту (плательщику-физлицу) сумму перевода или операции по карте при таких обстоятельствах:

  • банк получил из ГИС "Антифрод" сведения о номерах, на которые поступают звонки и СМС с признаками незаконных действий;
  • после этого банк вопреки закону исполнил распоряжение совершить перевод или операцию;
  • у клиента есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения денег в размере данного перевода или операции;
  • в постановлении указан метод обмана.

Выплатить компенсацию нужно будет не позже 30 календарных дней после даты получения обращения клиента.

Правила коснутся также переводов через СБП и между кошельками электронных денег.

Кроме того, физлицо сможет иметь не более 10 платежных карт. В это число входит максимум 5 карт одного банка. ЦБ РФ будет вправе увеличить лимиты.

Регистрация недвижимости и кадастровый учет

Ряд сроков смогут увеличить до 20 рабочих дней, если у сделки будут признаки неравного встречного исполнения. Речь идет, в частности, о таких сроках проведения процедур:

  • 7 рабочих дней с даты, когда Росреестр принял заявление о госрегистрации;
  • 10 рабочих дней с той же даты, но в части заявления о постановке на учет вместе с госрегистрацией.

Хотят ввести новое основание приостановить процедуры по решению Росреестра – сомнительная сделка. Ее характеристики перечислит правительство.

Прием криптовалюты и майнинг

Предлагают установить ответственность по КоАП РФ за незаконный прием цифровой валюты в оплату товаров, работ или услуг. Штрафы такие:

  • для ИП и должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб.;
  • для компаний – от 700 тыс. до 1 млн руб.

Неправомерный майнинг обернется для ИП и должностных лиц штрафом в том же размере – от 200 тыс. до 400 тыс. руб. Компания заплатит от 1 млн до 2 млн руб.

В любой из этих ситуаций наряду с денежной санкцией смогут назначить конфискацию предмета нарушения.

ДокументыПроект федерального закона (изменения отдельных законов)

Проект федерального закона (поправки к КоАП РФ)

 

Экспедиторам нужно соблюдать ряд новых подзаконных правил с 1 сентября 2025 года
 

Если экспедитор выявит в грузе запрещенные предметы и вещества, то в течение часа позвонит в ФСБ или МВД. Речь идет о территориальных органах в регионе такого обнаружения. Нужно сообщить:

  • Ф.И.О. экспедитора, если он ИП;
  • наименование и организационно-правовую форму экспедитора-юрлица, а также Ф.И.О. и должность того, кто передал сведения от имени этой компании;
  • вид и число запрещенных предметов и веществ;
  • адрес, дату и время их выявления;
  • данные о клиенте из договора транспортной экспедиции.

Утвердили и то, как экспедитору передавать оперативникам по их требованию груз для проверки либо изъятия. Это следует делать в помещениях экспедитора, которые среди прочего обеспечивают конфиденциальность груза и оперативников, а также отвечают санитарным и противопожарным требованиям. Если таких помещений нет, нужно согласовать другое место.

Экспедитор должен предоставить оперативникам свободный доступ к грузу и обеспечить его сохранность (вместе с упаковкой, если она есть). Нельзя разглашать третьим лицам любую информацию о его передаче.

ДокументыПостановление Правительства РФ от 23.08.2025 N 1264

Постановление Правительства РФ от 23.08.2025 N 1265

 

ЦБ РФ: при блокировке карт или отказе в операциях банки должны подробно информировать клиентов
 

Если банк приостановил прием распоряжений, отказал в операции, ограничил использование электронных средств платежа (в т.ч. дистанционное банковское обслуживание), он должен, в частности, сообщить клиенту:

  • причину такого решения;
  • на основании чего оно принято. Речь идет об указании условия договора, нормы Закона о национальной платежной системе или "антиотмывочного" закона;
  • порядок дальнейших действий клиента.

Информации должно быть достаточно, чтобы клиент мог дать пояснения, представить сведения и документы для своей защиты, обжаловать решение, если это потребуется.

Регулятор также напомнил ряд правил обслуживания и, в частности, рекомендации по взаимодействию с теми, кому отказали в заключении договора банковского счета (вклада).

ДокументИнформационное письмо Банка России от 26.08.2025 N ИН-01-59/98

 

У операторов персональных данных станет больше обязанностей — поправки Минцифры
 

Планируется, что с 1 марта 2028 года операторы станут передавать в ЕСИА (по сути, на Госуслуги) информацию об обработке личных сведений. Это будут делать при их сборе и в случаях, которые перечислит правительство. Оно же утвердит список сведений для передачи, ее порядок и сроки (пп. "б" п. 6 ст. 3 и ч. 7 ст. 10 проекта).

Для тех, кто работал с персональными данными до упомянутой даты, хотят ввести переходный период. Направить информацию в ЕСИА нужно не позже 1 сентября 2028 года (ч. 9 ст. 10 проекта).

Операторам запретят требовать согласие на обработку, если по ФЗ или международному договору получать такое согласие необязательно (пп. "а" п. 6 ст. 3 проекта).

Уточнят, что физлицо по общему правилу сможет выдать согласие или отозвать его непосредственно или через ЕСИА. Порядок и случаи применения второго способа определит правительство (абз. 2 - 4 пп. "б" и пп. "в" п. 3 ст. 3 проекта).

Публичное обсуждение поправок завершат 16 сентября. Это лишь часть новых мер по борьбе с кибермошенниками. Подробнее о ряде других изменений мы расскажем в ближайшее время.

ДокументПроект федерального закона

РекомендуемКак обрабатывать персональные данные

 

Актуализировано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных
 

Положение приведено в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2024 N 540-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

ДокументыПостановление Правительства РФ от 27.08.2025 N 1286

 

Кассация защитила перевозчика от повышенного штрафа, который он должен был уплатить за клиента
 

Перевозчик договорился с клиентом, что если опоздает на выгрузку, то заплатит 100% штрафа, который последнему выставит его контрагент-грузополучатель. Когда такая ситуация произошла, перевозчик деньги не перечислил, и клиент решил взыскать убытки. Две инстанции удовлетворили требование: перевозчик согласился с ответственностью и должен исполнить договор.

Кассация напомнила, что надо учитывать обычные последствия подобного нарушения. На практике неустойка в среднем намного ниже, чем согласовали между собой клиент и его контрагент. Следовало выяснить, должен ли был перевозчик предвидеть, что опоздание обернется столь значительными убытками, знал ли он о повышенной ответственности и сообщили ли ему об этом.

Кроме того, в договоре перевозки и заявке к нему не указано о высокой неустойке – 10% от цены товара. Нужно понять, есть ли причинно-следственная связь между такой неустойкой и нарушением перевозчика. Он не был стороной договоров клиента и его контрагентов, не мог повлиять на их поведение и размер штрафов по их договорам.

Ранее сходную позицию высказывал ВС РФ по договору подряда.

Дело направили на новое рассмотрение.

ДокументПостановление АС Московского округа от 15.08.2025 по делу N А40-201092/2024

 

ВС РФ поправил суды: индексировать присуждённую сумму можно только после её выплаты
 

В пользу компании взыскали деньги с федерального казенного предприятия. Оно проходило процедуру ликвидации и ничего не выплатило. Через несколько лет компания попросила суд проиндексировать сумму. Три инстанции поправили расчет и частично удовлетворили требование.

ВС РФ отказал в индексации. По общему правилу ее применяют только после исполнения судебного акта. Это связано с тем, что нужно знать дату окончания периода начисления. На такую позицию ВС РФ указывал ранее в обзоре судебной практики.

У предприятия есть субсидиарный ответчик – РФ. Если компания приняла все меры для исполнения судебного акта и получила нужные сведения о процессе ликвидации, то она вправе подать иск об индексации к государству.

В данном случае компания в 2015 году получила и направила предприятию исполнительный лист о взыскании денег. В 2024 году ликвидационная комиссия сообщила, что у предприятия нет активов для выплаты долга.

ДокументОпределение ВС РФ от 20.08.2025 N 305-ЭС25-3349

 

Борьба с мошенниками в сфере потребительских кредитов: ЦБ РФ установил правила оценки усилий банков
 

С 1 сентября 2025 года начнут действовать критерии, по которым регулятор по ходатайству банков будет проверять их меры против заключения договоров без добровольного согласия клиентов. ЦБ РФ учтет отсутствие неисполненных предписаний устранить ряд нарушений Закона о национальной платежной системе и т.д.

Порядок подачи ходатайства заработает с 1 апреля 2026 года. Банки должны отвечать критериям более двух кварталов подряд до обращения.

Опубликован рекомендуемый образец ходатайства. В последнем надо указать среди прочего одну из просьб:

  • увеличить предельные суммы потребкредита (лимита кредитования), которые предусматривает правило о периоде "охлаждения", или сократить такой период;
  • позволить вместо этого правила применять свои методики оценки того, заключаются ли договоры без добровольного согласия клиентов.

Ходатайство подпишет тот, кто исполняет функции единоличного исполнительного органа, или заместитель этого лица. Направить документ нужно через личный кабинет на сайте регулятора.

Вступят в силу и другие положения.

ДокументУказание Банка России от 27.06.2025 N 7108-У

 

Должная осмотрительность при выборе контрагента: разбираемся на примерах судебных споров за 2025 год
 

Достаточно ли получить регдокументы контрагента и выписку о нем из ЕГРЮЛ, чтобы подтвердить должную осмотрительность? Нужно ли подтверждать деловые переговоры и как проверить репутацию контрагента? Есть ли единые критерии должной осмотрительности? Об этом и не только читайте в обзоре.

Выбор контрагента нужно обосновать, недостаточно получить регдокументы и выписку из ЕГРЮЛ

Инспекция посчитала, что документооборот налогоплательщика с контрагентами формальный. Документы – уставы, свидетельства об ИНН и КПП, приказы о назначении руководителей, выписки из ЕГРЮЛ и т.д. – проверяющие как доказательство должной осмотрительности не приняли.

АС Московского округа с проверяющими согласился:

  • документы формальные, они не подтверждают, что осмотрительность проявили;
  • организация не обосновала мотивы заключения договоров с контрагентами без деловой репутации и материальных ресурсов.

В другом деле этот же суд отметил: информация о госрегистрации и постановке на учет контрагентов справочная. Она не характеризует их как добросовестных, надежных и стабильных участников.

Те же выводы сделал АС Северо-Западного округа.

В споре, который рассмотрел АС Поволжского округа, инспекция посчитала, что налогоплательщик не проявил осмотрительности. Он находил поставщиков и субподрядчиков прямо на объектах, переговоры вел в устной форме, а документооборот – только на бумаге. Суд поддержал налоговиков:

  • организация не представила детального описания порядка заключения и исполнения сделок, не обосновала выбор контрагентов;
  • проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и получение документов по запросу у них самих не подтверждают, что осмотрительность проявлена;
  • регистрация контрагентов не гарантирует достоверность документов и наличие полномочий у подписавших их лиц.

АС Центрального округа отметил, что должная осмотрительность – это не формальное ознакомление с уставом и выпиской из ЕГРЮЛ. Данные документы подтверждают регистрацию контрагента, а не то, что он может исполнить договор. Налогоплательщик не представил:

  • документы о деловой репутации, платежеспособности, числе работников и ресурсах контрагентов для выполнения работ;
  • доказательства условий и обстоятельств заключения сделок;
  • пояснения по проверке полномочий лиц, подписавших документы.

Суд отклонил доводы о благонадежности контрагентов по сведениям из интернета. Эти факты не говорят о состоятельности контрагентов в период спорных сделок. Также реальность сделок контрагентов с другими лицами не подтверждает того, что сделки заключали и с налогоплательщиком.

Сходные выводы АС Центрального округа сделал и в другом решении.

Деловые переговоры и проверка репутации контрагента – признаки должной осмотрительности

Налоговики сочли сделки налогоплательщика нереальными, в т.ч. из-за недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

АС Московского округа с проверяющими согласился:

  • налогоплательщик не раскрыл обстоятельства заключения и исполнения сделок. Он не обосновал выбор именно этих контрагентов;
  • он не доказал, что вел деловые переговоры, проверял репутацию контрагентов, выяснял адреса и телефоны офисов и т.д.

Суд также отметил:

  • по условиям делового оборота при выборе контрагента оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность. Нужно анализировать деловую репутацию, платежеспособность контрагентов, риск неисполнения обязательств, проверить, есть ли у него нужные ресурсы (транспорт, персонал) и опыт;
  • осмотрительность можно подтвердить заверенными копиями документов, информацией из открытых источников, проверками по базам, анализом рынка и коммерческих предложений и т.д.;
  • на стадии выбора контрагента итоги проверки закрепляют в досье;
  • выписки из системы "Спарк" на момент рассмотрения дела в суде, сайт налоговой и иные сервисы не говорят об осмотрительности, проявленной до заключения договоров.

В другом споре АС Дальневосточного округа не принял как доказательство осмотрительности такие факты:

  • контрагенты работают;
  • на момент сделок сведения о них были в ЕГРЮЛ;
  • в публичных источниках нет недостоверных данных об адресе, руководителе и учредителе.

Организация не подтвердила, что проводила деловые переговоры, проверяла репутацию. Она не выясняла адреса и телефоны офисов, должности, имена и фамилии должностных лиц и др.

Критерии должной осмотрительности не могут быть едиными для разных случаев

АС Северо-Кавказского округа не поддержал проверяющих в том, что организация не проявила должной осмотрительности. Он подчеркнул, что критерии такой осмотрительности не могут быть одинаковыми для ординарного пополнения запасов и покупки дорогостоящего актива или привлечения подрядчика для выполнения большого объема работ.

Перед заключением договора налогоплательщик проверил правоспособность, деловую репутацию и финансовое состояние контрагента. Анализ арбитражных дел не выявил, что есть акты, которые установили бы фиктивные отношения контрагента с иными лицами.

На то, что критерии должной осмотрительности зависят от характера сделки, указывали, например, АС Уральского и Центрального округов.

Сделка на обычных условиях, репутация контрагента проверена – нет сомнений в осмотрительности

АС Московского округа не поддержал контролеров в том, что организация не проявила должной осмотрительности:

  • она проверила контрагента через доступные источники, в т.ч. ресурсы ФНС;
  • исследовала учредительные документы и документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • изучила деловую репутацию контрагента, его платежеспособность, выяснила, есть ли у него ресурсы, подает ли он отчетность в инспекцию;
  • проверила, если ли у контрагента долги по исполнительным производствам и судебные дела, на сайте ФССП, по картотеке арбитражных дел, в иных открытых источниках.

Суд посчитал, что у налогоплательщика не было оснований сомневаться в исполнении договоров контрагентами, а цена работ была рыночной. Организации заключили сделку на обычных условиях.

Регистрация перед сделкой, информации в открытых источниках нет – осмотрительности не проявили

Вывод инспекции о том, что налогоплательщик при заключении крупных сделок не проявил должной осмотрительности, поддержал АС Поволжского округа:

  • контрагенты зарегистрированы незадолго до сделок;
  • организация не раскрыла способы взаимодействия с контрагентами. У тех не было контактной информации в открытых источниках, телефонных номеров, сайтов в интернете, офисов;
  • контрагенты не размещали рекламу;
  • сведения с сайтов позволяли предположить сомнительность контрагентов.
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *