Обязательная репатриация и продажа валютной выручки экспортерами: Правительство обнулило нормативы
С 22 августа 2025 года для российских экспортеров размер репатриации и продажи валютной выручки снизили до нуля. К такому решению привело укрепление и стабилизация курса рубля, а также отсутствие проблем с валютной ликвидностью.
Сейчас крупнейшие российские экспортеры зачисляют на свои счета в банках не менее 40% инвалюты по внешнеторговым контрактам и продают на внутреннем рынке 90% зачисленной валюты. Правила касаются тех, кто работает в ТЭК, отраслях черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зерновом хозяйстве.
Подробнее в документах:
Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 N 1210
Информация с сайта Правительства РФ от 14.08.2025
Обязательный профилактический визит: предложена частота его проведения на многих объектах контроля
Проект Минэкономразвития определяет общую для разных видов контроля периодичность проведения визита на объектах трех категорий риска: значительного – раз в 4 года, среднего – раз в 5 лет и умеренного – раз в 7 лет.
Есть исключения. В рамках пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора частота при значительном риске – раз в 3 года, а при умеренном – раз в 6 лет. Последнее касается и ветеринарного контроля. Значительный риск для него не предусмотрен.
Визит, который проводят в связи с уведомлением о запуске отдельных видов бизнеса, в расчет не возьмут.
Сейчас общая частота обязательного профилактического визита установлена лишь для объектов чрезвычайно высокого, а также высокого риска. Более того, некоторые виды контроля пока не предполагают периодическую организацию данного мероприятия на объектах, например, среднего риска.
Напомним, незаконное решение о проведении обязательного визита можно оспорить.
Подробнее в документе: Проект постановления Правительства РФ
Подтверждение доходов при выдаче кредитов гражданам: Центробанк утвердил план новшеств
Банки и МФО доработают свои системы, чтобы подключить их к инфраструктуре цифрового профиля. Это предусматривает дорожная карта по переходу на новую модель получения более точной и актуальной информации об официальных доходах заемщиков (п. п. 2.4 и 3.4 плана).
Дата, к которой нужно завершить доработку, зависит от вида сведений (документов).
Срок в 2026 году |
Информация или документ |
1 февраля |
Данные о выплатах плательщиков страховых взносов в пользу физлиц |
Сведения о расчетах (доходах) по НПД |
|
Информация о доходах тех, кто применяет автоматизированную УСН |
|
1 апреля |
Данные о назначенных и реализованных мерах соцзащиты |
Сведения из федерального регистра о выдаче маткапитала и о его использовании |
|
1 августа |
Справка о доходах и суммах налога физлица |
Справка о назначенных пенсиях и соцвыплатах на определенную дату |
|
1 ноября |
Данные из 3-НДФЛ, в т.ч. по налогу на доходы ИП |
Сведения из декларации по налогу в рамках УСН |
|
Информация из деклараций ИП по единому сельхозналогу |
Цифровой профиль позволит получать данные из госсистем в течение 1 мин. вместо запроса у клиентов ряда бумажных документов, когда они нужны. При этом останется возможность задействовать иные источники информации о доходах.
Подробнее в документах:
План мероприятий, опубликованный Банком России 12.08.2025
Информация Банка России от 12.08.2025
ВС РФ: мораторные проценты включаются в состав субсидиарной ответственности
В деле о банкротстве три инстанции не стали учитывать мораторные проценты в составе субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. По мнению ВС РФ, это незаконно:
- у финансовых санкций, которые Закон о банкротстве прямо указывает включать в субсидиарную ответственность, и мораторных процентов одинаковая правовая природа;
- ни в части финансовых санкций, ни по мораторным процентам размер ответственности не ограничен;
- нет оснований считать, что мораторные проценты не входят в размер субсидиарной ответственности. Должник не может погасить их именно из-за виновных действий субсидиарных ответчиков.
Отказ включить мораторные проценты в размер субсидиарной ответственности стимулирует недобросовестное поведение тех, кто злоупотребил правами и причинил вред кредиторам.
Спор в данной части направили на новое рассмотрение.
Подробнее в документе: Определение ВС РФ от 04.08.2025 N 302-ЭС24-490 (2, 3)
ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП
По вине водителя автомобиля произошло столкновение с трамваем. Авария повлекла блокировку путей и задержку движения трамваев. Их владелец рассчитал упущенную выгоду по своей методике и подал иск о взыскании денег с виновника. Три инстанции согласились с требованием.
По мнению ВС РФ, истец среди прочего обязан доказать, что реально мог получить гарантированный объем доходов, а нарушение ответчика – единственное тому препятствие. Однако владелец трамваев этого не сделал.
Суды не изучили доказательства задержки рейсов:
- показания ГЛОНАСС/GPS, систем мониторинга общественного транспорта и систем спутникового слежения;
- путевые листы с отметками о вынужденном простое с указанием его времени.
Методика истца по определению и взысканию с третьих лиц убытков от простоя – это внутренний документ. Он не распространяется на ответчика.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он уже приходил к аналогичным выводам.
Подробнее в документе: Определение ВС РФ от 04.07.2025 N 5-КГ25-47-К2
ВС РФ снова назвал случай, когда суд введет процедуру банкротства и при отсутствии основного долга
Дело о банкротстве компании (санатория) прекратили, так как реестровые долги погасило третье лицо. Затем она реализовала почти всю недвижимость, в т.ч. продала третьему лицу спальный корпус. Кредитор по текущим обязательствам подал новое заявление о банкротстве. И вновь вмешалось третье лицо – оно погасило основной долг, а крупная неустойка осталась.
Первая инстанция и кассация сочли, что признаков банкротства нет. Однако ВС РФ согласился с апелляцией – вопрос о прекращении дела нужно рассмотреть заново.
Если у должника явно не хватает имущества и участники отношений недобросовестны, то отказывать в банкротстве из-за отсутствия минимальной суммы основного долга нельзя. Верховный суд уже приходил к сходному выводу.
Следовало проверить, не создавало ли третье лицо формальных препятствий к оспариванию подозрительных сделок компании. Тем более, по словам кредитора, третье лицо так и не оплатило спальный корпус, хотя эта сумма покрыла бы все долги компании.
О злоупотреблении правом может говорить поведение третьего лица, когда оно:
- частично погашает обязательства должника с явными признаками объективного банкротства;
- покупает у него имущество стоимостью выше всех требований кредиторов;
- не рассчитывается за это имущество.
Подробнее в документе: Определение ВС РФ от 23.07.2025 N 308-ЭС24-13579(2)
Кассация поправила суды, которые не увидели в действиях почты ненадлежащего извещения стороны дела
Конкурсный управляющий просил признать сделки должника и компании недействительными. Две инстанции удовлетворили требование. Кассация отменила акты, в частности, из-за процессуального нарушения.
Нельзя было считать, что компанию известили надлежащим образом о дате и времени первого заседания:
- на заказном письме с определением о принятии заявления к производству нет отметки о попытке вручения;
- по отчету об отслеживании отправления извещение вручили почтальону в ночное время, чтобы тот передал его компании. Позже письмо вернули отправителю, так как истек срок хранения;
- другие отчеты в деле отсутствуют. Доказательств, что почта приняла все меры по доставке, нет.
Кассация сослалась среди прочего на позицию ВС РФ. Если корреспонденцию вернули из-за истечения срока хранения без отметки об извещении заявителя о поступлении письма (о попытке вручения почтальоном), то уведомление о разбирательстве в первой инстанции ненадлежащее.
Отметим, ВС РФ неоднократно обращал внимание на недочеты в работе почты при оценке правильности судебных извещений.
Подробнее в документе: Постановление АС Московского округа от 29.07.2025 по делу N А40-187199/2020
Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ установил правила назначения санкций в ряде ситуаций
С 1 октября 2025 года Центробанк будет принимать решения, например, о штрафе не позже 40 рабочих дней с даты, когда выявит несоблюдение отдельных требований. Речь идет, в частности, о просрочке передачи поставщику сведений о полученных в его пользу платежах.
Предписание о санкции ЦБ РФ направит оператору через личный кабинет на сайте регулятора. Он сделает это в течение 5 рабочих дней после даты принятия решения.
Если Центробанк назначит штраф, то в предписании среди прочего укажет его точный размер и срок уплаты. Также будут обозначены реквизиты для перевода.
Вступят в силу и другие нормы, в т.ч. о требовании устранить нарушения. Напомним, штрафовать смогут с 1 октября. Максимальная сумма – 1 млн руб. Штраф не назначат, если за то же нарушение уже наказала отраслевая СРО.
Подробнее в документе: Указание Банка России от 24.06.2025 N 7093-У
Роскомнадзор блокирует звонки в WhatsApp и Telegram, чтобы снизить количество преступлений
По данным Минцифры, ограничены только голосовые вызовы. Это касается иностранных мессенджеров, владельцы которых не соблюдают законодательство РФ. Речь идет, например, об отказе передавать по запросам правоохранителей сведения о терактах и массовых случаях мошенничества. Как только владельцы исправятся, доступ к звонкам вернут.
Решение Роскомнадзора поможет лучше бороться с преступниками, обезопасить интернет-общение и снизить риск финансовой ответственности операторов связи. Для пользователей доступны аналогичные отечественные сервисы с защищенной инфраструктурой.
Отметим, WhatsApp принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой по реализации продуктов – Facebook и Instagram запрещена в РФ, поскольку признана экстремистской.
Подробнее в документе: Информация Минцифры России от 13.08.2025
Дополнительно:
Реклама в интернете: правительство утвердило правила расчета и уплаты сбора с 15 августа 2025 года (Постановление Правительства РФ от 15.08.2025 N 1224)
Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам использования биометрических персональных данных, размещенных физическими лицами в единой биометрической системе
В частности, изменениями предусматривается механизм очного подтверждения в банке биометрических персональных данных, размещенных в ЕБС самостоятельно физлицом с использованием мобильного приложения. Установлено, что биометрические персональные данные иностранцев, размещенные в ЕБС, могут быть подтверждены оператором ЕБС посредством проверки их соответствия биометрическим персональным данным, которые были собраны и переданы в ЕБС при прохождении иностранцем пограничного контроля при въезде в РФ.
Также расширен перечень случаев использования биометрических персональных данных, размещенных физлицами в ЕБС с использованием мобильного приложения. Такие биометрические персональные данные могут использоваться, в том числе, для:
- заселения в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу или в иное подобное учреждение;
- осуществления аутентификации при проходе на объекты спорта и спортивные мероприятия;
- проведения идентификации заявителя - физического лица в целях создания удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдачи таких сертификатов.
Кроме того, биометрические персональные данные, размещенные в мобильном приложении и подтвержденные в установленном порядке в банке или оператором ЕБС, могут использоваться также:
- для предоставления государственных и муниципальных услуг при личном приеме в МФЦ (внесенными изменениями определен перечень услуг, при предоставлении которых допускается установление личности физического лица при личном приеме в МФЦ с использованием биометрических персональных данных, размещенных в ЕБС);
- осуществления безналичных расчетов в организациях торговли и сферы услуг, уплаты налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей;
- проведения идентификации и (или) аутентификации физического лица в целях заключения или изменения договора об оказании услуг связи и пр.
Подробнее в документе: Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1183
Форму единого транспортного документа и порядок его составления нужно применять с 1 сентября
С 1 сентября 2025 года единый транспортный документ (ЕТД) будет оформлять перевозчик при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении. В ЕТД надо указывать:
- перевозчика;
- предмет договора;
- полный маршрут;
- пассажира или грузоотправителя;
- информацию о ручной клади (багаже, грузе, грузобагаже);
- условия перевозки каждым видом транспорта в последовательном изложении до конечного пункта;
- грузополучателя;
- особые отметки (если есть);
- размер платы;
- служебные данные перевозчика.
Состав всех этих сведений подробно раскрыт. Так, служебная информация включает номера терминала и заказа, дату и время составления ЕТД и пр.
Форма бумажного ЕТД предполагает указание среди прочего его серии и номера. Использовать копию документа, исправлять его и печатать на двух сторонах одного или нескольких листов нельзя. При создании, в том числе в своих системах, электронного ЕТД перевозчики будут присваивать ему номер.
Есть и другие правила. Напомним, с 1 сентября 2025 года заработает Закон о прямых смешанных перевозках. Именно он предусматривает оформление ЕТД по правилам Минтранса. Формат электронного ЕТД утвердит ФНС.
Подробнее в документе: Приказ Минтранса России от 11.06.2025 N 187
Минтруд предложил снизить долю иностранных работников в ряде отраслей в 2026 году
Ведомство подготовило проект о допустимой доле работников-иностранцев на следующий год. Планируют изменить и общие по стране квоты, и квоты для отдельных регионов. Проект проходит публичное обсуждение до 22 августа включительно.
Общие квоты могут снизить для ряда работ, в т.ч. для выращивания овощей и оптовой торговли пиломатериалами – до 40%, для строительства – до 50%. Для предоставления продуктов и напитков хотят установить квоту в размере 50%. Иностранцам нельзя будет работать в специализированных розничных магазинах, где продают алкоголь и табак (п. 1 проекта).
Часть ограничений не затронет отдельные регионы. Например, иностранцев можно будет привлечь для продажи алкоголя и табака в Москве, но их доля не должна быть больше 15% от общего числа работников (п. п. 7, 40 проекта).
Запрет на труд иностранцев в отдельных отраслях могут установить в Приморском крае, Орловской, Тверской, Ульяновской областях и других регионах.
Подробнее в документе: Проект постановления Правительства РФ