Главные новости для юриста

Юристу
0

Универсальный платежный QR-код и оборот цифровых рублей: опубликован важный закон

С 1 сентября 2026 года будет внедрен универсальный QR-код для оплаты товаров, работ и услуг. Установлены сроки, когда банки должны дать клиентам возможность совершать операции с цифровыми рублями. То же касается обязанности бизнеса принимать ими оплату от потребителей, которые захотят так рассчитаться.

Внедрение универсального платежного кода

Кредитные организации станут предоставлять клиентам цифровые реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код (с. 5 и 7 закона). Полагаем, это означает, что с помощью банковских приложений можно будет сканировать для безналичных расчетов лишь такие QR-коды.

Тем, кто реализует товары, работы или услуги, кредитные организации дадут возможность отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.

Правила вступят в силу с 1 сентября 2026 года и коснутся также филиалов иностранных банков. Новшества не будут применяться к трансграничным денежным переводам (с. 7 и 13 закона).

Напомним, когда потребитель отсканирует универсальный QR-код, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей. Технология полезна и бизнесу: она исключит затраты на работу с разными системами платежных QR-кодов и пр.

Ввод цифровых рублей в широкий оборот

Кредитные организации, которые предоставляют электронные средства платежа, должны дать клиентам возможность совершать операции с цифровыми рублями. Срок появления обязанности зависит от категории финкомпании (с. 13 и 14 закона):

  • с 1 сентября 2026 года – у значимых (по мнению ЦБ РФ) участников рынка платежных услуг и системно значимых банков;
  • с 1 сентября 2027 года – у банков с универсальной лицензией;
  • с 1 сентября 2028 года – у остальных кредитных организаций.

Прием оплаты цифровыми рублями

Владельцы маркетплейсов, исполнители и продавцы будут принимать цифровые рубли, если потребитель захочет ими рассчитаться. Дата, с которой у бизнеса возникнет эта обязанность, сначала будет зависеть от соблюдения сразу двух условий (с. 2, 14 - 16 закона):

  • выручка компании или ИП за предыдущий календарный год от реализации товаров, работ либо услуг выше предусмотренной суммы;
  • кредитная организация, в которой на 1 января 2026 года обслуживается компания или ИП по договору о приеме электронных средств платежа, относится к определенной категории.

Затем останется одно условие.

Дата возникновения обязанности

Условие

1 сентября 2026 года

Выручка более 120 млн руб.

Обслуживание у значимого (по мнению ЦБ РФ) участника рынка платежных услуг либо у системно значимого банка

1 сентября 2027 года

Выручка более 30 млн руб.

Обслуживание у значимого (по мнению ЦБ РФ) участника рынка платежных услуг, у системно значимого банка либо банка с универсальной лицензией

1 сентября 2028 года

Выручка более 20 млн руб.

Обязанности принимать цифровые рубли не будет в местах оплаты, где нет мобильной связи или интернета. То же касается торговых объектов, выручка от реализации товаров в которых за предыдущий календарный год менее 5 млн руб.

По общему правилу физлица будут расплачиваться с компаниями и ИП цифровыми рублями по универсальному QR-коду. Это затронет и переводы тем, кто занимается частной практикой (некоторым нотариусам, адвокатам и пр.), а также самозанятым (c. 6 закона).

Пока цифровые рубли используют в пилотном режиме. Есть и другие новшества.

Подробнее в документе: Федеральный закон от 23.07.2025 N 248-ФЗ


 

Проект закона о платформенной экономике и сопутствующие изменения прошли третье чтение

С 1 октября 2026 года операторам посреднических цифровых платформ (маркетплейсов и др.), их партнерам, а также владельцам пунктов выдачи заказов нужно будет соблюдать много новых правил. Они затронут договорные отношения, рассмотрение споров, взаимодействие с потребителями и пр.

Заключение договора

Установят требования к соглашению между оператором платформы, ее партнером (продавцом или исполнителем) и владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). В договоре среди прочего отразят (ч. 4 ст. 5 Проекта N 959244-8):

  • требования к партнеру и владельцу ПВЗ;
  • все меры их ответственности, основания и порядок применения санкций;
  • порядок продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на платформе;
  • условия изменения цен на товары, работы или услуги, а также применения скидок;
  • правила доступа к сведениям о причинах, по которым место карточки товара (работы или услуги) в поисковой выдаче может измениться.

У партнера и владельца ПВЗ должна быть возможность заключить электронный договор прямо на платформе (ч. 1 ст. 5 Проекта N 959244-8).

Одностороннее изменение договора оператором

Оператора обяжут направить контрагенту электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 45 календарных дней до вступления корректировки в силу. Речь идет, например, о случаях, когда новшества (ч. 1 ст. 12 Проекта N 959244-8):

  • изменят меры ответственности;
  • повысят плату за услуги оператора;
  • снизят комиссию владельца ПВЗ;
  • поменяют условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления или возврата товаров.

В иных случаях контрагента нужно известить хотя бы за 15 календарных дней до того, как договор изменится. Есть исключения (ч. 2, 3 и 5 ст. 12 Проекта N 959244-8).

Разрешение споров

Оператора обяжут организовать систему досудебного рассмотрения жалоб и дать возможность партнерам и владельцам ПВЗ пользоваться ею. Отвечать на претензии нужно не позже 15 календарных дней с даты подачи (ч. 1 ст. 14 Проекта N 959244-8).

В ряде спорных ситуаций контрагенты оператора обязаны пожаловаться через эту систему, прежде чем подавать иск. Речь идет о случаях, когда оператор наказал партнера или владельца ПВЗ, заблокировал его личный кабинет, ограничил размещение карточки товара и т.д.

Если оператор согласится с доводами контрагента, то отменит свои меры в течение 48 ч с момента признания жалобы обоснованной (ч. 4 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Досудебный порядок не будут применять, если оператор заблокировал личный кабинет или ограничил (прекратил) размещение карточки, в частности, по решению суда (ч. 5 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Требования к размещению предложений о продаже товаров

В Законе о торговле хотят закрепить перечень продукции, которую нельзя продавать, в т.ч. через платформу. Среди прочего в список вошли (п. 1 ст. 2 Проекта N 959248-8):

  • БАДы, которые вопреки требованиям не прошли госрегистрацию;
  • товары без маркировки, если она нужна;
  • продукция без действующих сертификатов соответствия, если они обязательны.

Недостатки в товарах, работах или услугах

Закрепят право потребителя, который через платформу купил товар с неоговоренными дефектами, предъявить продавцу отдельные требования через тот же сервис. В зависимости от ситуации и выбора покупателя речь идет о требованиях заменить товар на аналогичный, соразмерно снизить цену, вернуть деньги, возместить убытки и т.д. (абз. 2 п. 4 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Сходное правило будут применять и при выявлении недостатков в работах и услугах (абз. 2 п. 5 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Подробнее в документах:

Проект Федерального закона N 959244-8

Проект Федерального закона N 959248-8

0

Проекты о потребительской рассрочке приняты в окончательном чтении

С 1 апреля 2026 года по общему правилу продавцам и исполнителям нельзя устанавливать для потребителей разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, в частности, от оплаты в рассрочку (ст. ст. 1 и 4 проекта N 689396-8).

Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это банки, МФО и другие компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор оплатит объект рассрочки по сделке между пользователем и продавцом, исполнителем или т.п. Пользователь возместит издержки оператора, равные цене покупки (пп. 2, 4 - 6 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 3 и 5 ст. 5 проекта N 689381-8).

Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса запретят. То же касается платы за внесение платежей по договору (пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 14 проекта N 689381-8).

Максимальный срок погашения рассрочки составит (ч. 4 ст. 13 проекта N 689381-8):

  • с 1 апреля 2026 года – 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и пользователем;
  • с 1 апреля 2028 года – 4 месяца с того же момента.

Есть и другие изменения. Новшества в части предоставления сервиса рассрочки не затронут отношения, которые возникли до вступления ФЗ в силу (ч. 5 ст. 17 проекта N 689381-8).

Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.

Подробнее в документах:

Проект Федерального закона N 689396-8

Проект Федерального закона N 689381-8


 

Проект о повышении ряда госпошлин и появлении новых принят в финальном чтении

За выдачу водительских прав нужно будет платить вдвое больше, чем сейчас. Вырастут госпошлины за предоставление пластикового СТС, госномеров и т.д. Появятся новые платежи в сфере труда иностранцев. Поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года, но не ранее месяца со дня опубликования закона.

Госпошлины в области транспорта

Рассмотрим, как изменятся платежи за наиболее востребованные услуги.

Услуга

Действующая пошлина, руб.

Планируемая пошлина, руб.

Выдача прав

2000

4000
(абз. 2 пп. "е" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача прав нового поколения

3000

6000
(абз. 3 пп. "е" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача пластикового СТС

1500

4500
(абз. 7 пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача госномера на автомобиль

2000

3000
(абз. 2 пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача госномера на мотоцикл или прицеп

1500

2250
(абз. 10 пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов

1500

2250
(пп. "к" п. 3 ст. 1 проекта)

Продление действия этого свидетельства

1000

1500
(пп. "л" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача бумажного транзитного номера

200

300
(абз. 4 пп. "д" п. 3 ст. 1 проекта)

Выдача металлического транзитного номера на автомобиль или прицеп к нему

1600 – на автомобиль

800 – на прицеп

2400
(абз. 2 пп. "д" п. 3 ст. 1 проекта)

Госпошлины в сфере труда иностранцев

За продление разрешения на работу иностранца или лица без гражданства надо будет платить 4200 руб. Во столько же обойдется выдача или переоформление патента (абз. 2 пп. "г" и абз. 2 пп. "д" п. 1 ст. 1 проекта). Появится платеж за внесение изменений в разрешение на привлечение и использование заграничного персонала, выдачу дубликата такого разрешения – 2100 руб. (абз. 2 пп. "в" п. 1 ст. 1 проекта).

Регистрация иностранца или лица без гражданства по месту жительства станет стоить 1000 руб. вместо 420 руб. От платежа освободят участников эксперимента по внедрению дополнительных механизмов учета иностранцев (пп. "а" п. 1 ст. 1 проекта).

Есть и другие изменения.

Подробнее в документе: Проект Федерального закона N 960712-8


 

Реклама или информация в интернете: критерии разграничения действуют с 25 июля 2025 года

Информация в интернете считается рекламой, если она соответствует понятию рекламы и отвечает таким критериям (п. 2 критериев):

  • привлекает внимание, например к товару (работе или услуге), формирует или поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке;
  • не носит характер справочно-информационных или аналитических материалов;
  • не является объявлением, которое не связано с ведением бизнеса.

Критерии касаются информации, которую размещают на маркетплейсах и сайтах-агрегаторах, в поисковых системах и соцсетях с суточным трафиком более 500 тыс. пользователей из РФ (п. 1 критериев).

Новшество позволяет точнее определять размеры обязательных отчислений с доходов от распространения интернет-рекламы.

Подробнее в документе: Постановление Правительства РФ от 24.07.2025 N 1087

Дополнительно:

Какие требования установлены к размещению рекламы в интернете


 

С 2026 года выписку из сервиса оценки юридических лиц и ИП могут получать иные лица

В Закон о налоговых органах внесли поправки (ст. 1 закона). Закрепили право иных лиц запрашивать выписку с анализом сведений о юрлице или ИП. Сейчас ее могут получить только те, по кому она составлена.

Выписку направят не позднее 1 рабочего дня по истечении:

  • 5 рабочих дней после ее передачи юрлицу (ИП). Данный срок действует, если в этот период юрлицо (ИП) не подало заявление о корректировке итогов оценки в выписке;
  • 10 рабочих дней после ее передачи юрлицу (ИП), деятельность которого анализировали. Этот срок применяют, если такое заявление подали.

Сведения из сервиса будут направлять тем, кто вправе получать эти данные по закону. Изменения заработают 1 января 2026 года (ст. 2 закона).

Подробнее в документе: Федеральный закон от 23.07.2025 N 254-ФЗ


 

Новые правила лицензирования розничной продажи алкоголя приняты в третьем чтении

Выдавать и продлевать лицензии на розничную продажу алкоголя станут по отдельным объектам торговли и общепита. За каждый год действия документа надо будет платить 20 тыс. руб., если объект находится в сельском населенном пункте, или 65 тыс. руб. в иных случаях. Лицензию придется переоформить и снова внести госпошлину, если появится еще одно место реализации.

Изменение вступит в силу через месяц со дня опубликования закона. Пока платят 65 тыс. руб. в год независимо от числа и расположения точек продаж.

С 2 сентября 2025 года в ряде случаев аннулировать лицензии станут лишь по тем объектам, где выявили нарушение. Так поступят, например, в ситуации, когда "точка" продала алкоголь по цене ниже минимальной. Приостанавливать действие лицензий будут в сходном порядке.

Сейчас таких послаблений нет. Лицензиат лишается права продавать алкоголь во всех "точках" из разрешения, даже если нарушение зафиксировано только в одной из них. Есть и другие изменения.

Подробнее в документах:

Проект Федерального закона N 506452-8

Проект Федерального закона N 506793-8


 

КС РФ обобщил свою практику за II квартал 2025 года

Взыскать судебные расходы можно и при изменении в СОЮ определения об отказе возбудить дело об АП. Если посредник обманул продавца в части оплаты, то вещь нельзя истребовать у добросовестного покупателя. При существенной просрочке вручения акта выездной налоговой проверки могут освободить от пеней. КС РФ включил в обзор и другие выводы.

Судебные расходы

Если суд согласился изменить определение об отказе возбудить дело об АП, то заявитель имеет право на возмещение расходов на доверенность и представителя. Речь идет о затратах, которые возникли при оспаривании определения и решений по жалобам на него. При этом нужно соблюдать общие принципы возмещения процессуальных издержек.

Нельзя отказывать в компенсации, например, по таким доводам:

Выводы касаются ситуаций, когда жалобу рассматривают по КоАП РФ, т.е. суды общей юрисдикции. В арбитражном процессе право на возмещение упомянутых расходов и так признают.

Истребование имущества

Если продавец добровольно передал вещь посреднику, но цель этого действия не достигнута из-за мошенничества последнего, то в приоритете сохранение имущества за конечным покупателем. Последний должен быть добросовестным. Мошенничество в части невыплаты денег продавцу не означает, что он утратил имущество помимо воли.

Пени по налогам

Налогоплательщика могут освободить от пеней при совокупности таких обстоятельств:

  • по итогам выездной проверки инспекция начислила пени за весь период с даты появления недоимки по день уплаты налога;
  • инспекция нарушила срок вручения акта проверки;
  • вышестоящий налоговый орган или суд отменил решение начислить пени;
  • просрочку вручения акта признали существенным нарушением. Речь идет, например, о ситуации, когда налоговая теряет возможность принудительно взыскивать долг.

Подробнее в документе: Обзор практики КС РФ за II квартал 2025 года


 

Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за II квартал

В каких случаях физлицо-банкрот не получит освобождения от долгов? Законно ли получение в дар недвижимости от должника? Могут ли кредиторы оспорить переводы на нужды семьи? Полагаются ли мораторные проценты субординированным кредиторам? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.

Подробнее в документе: Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за II квартал


 

Участие застройщика в общем собрании собственников в МКД: Минстрой дал ряд пояснений


До передачи помещения (по акту или другому документу) застройщик может участвовать в собрании, только если он оформил право собственности на непроданные объекты. Минстрой уже приходил к такому выводу.

Если МКД возвели за деньги застройщика, то при определении кворума нужно учитывать площадь всех помещений. Речь идет даже о той недвижимости, которую застройщик еще не передал третьим лицам. При этом неважно, что у него нет права голосовать от их имени.

Если дом построили по ДДУ, то застройщику нельзя участвовать в собрании в части помещений, которые надо передать дольщикам.

Подробнее в документе: Письмо Минстроя России от 23.06.2025 N 36026-ДН/04   


 

Правила грузовых и автобусных перевозок изменятся с 1 сентября 2025 года


Резервирование даты и времени проезда грузового ТС через границу РФ в ряде случаев ограничат. Так, если машину оставили на подъезде к пункту пропуска через границу более чем на 3 ч с момента прохождения контроля прибытия, то возможность подать заявку заблокируют на 30 календарных дней с даты оставления грузовика. Это касается проезда данного ТС через тот же пункт пропуска.

Появятся новые основания для отказа в резервировании даты и времени. Бронь не дадут, например, если для этого подали недостоверные документы и сведения. С 1 сентября 2026 года отказывать также станут в случаях, когда на дату подачи заявки в соответствующем реестре перевозчиков не будет данных о машине (есть исключение). Сейчас отказывают только при непредоставлении документов и сведений для брони.

На период с 1 сентября 2025 года до 1 сентября 2030 года введут мораторий на весовой и габаритный контроль автобусов, которые включены в реестр лицензий. Речь идет о ТС для перевозок пассажиров и других лиц.

Есть и другие изменения.

Подробнее в документе: Федеральный закон от 23.07.2025 N 241-ФЗ

Дополнительно:

Налоговики направили на общественное обсуждение проект форматов электронного единого транспортного документа, который подтверждает заключение договоров перевозки: грузапассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа (Проект приказа ФНС России)


 

Потребительский кредит после смерти заемщика: закон о защите наследников заработает с 1 сентября


Если умерший заемщик, например, не вернул долг или не уплатил проценты, то кредитор не сможет начислять неустойки (штрафы и пени) до принятия наследства, но не более полугода со дня его открытия. Другой срок будет вправе установить законодатель или суд.

Новшества коснутся также ипотечных потребкредитов и займов.

Если договор заключили до 1 сентября 2025 года, то поправки будут распространяться на права и обязанности, которые возникнут после этой даты.

Сейчас упомянутых запретов нет. Однако еще в 2012 году Пленум ВС РФ разъяснил: смерть должника не означает, что наследникам нужно досрочно исполнить его обязательства.

Подробнее в документе: Федеральный закон от 23.07.2025 N 246-ФЗ

0

 

 

 

Новые спорные ситуации:

 

 

Новые консультации:

 

 

 

 

 

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *