Суды решили, что нарушение Закона N 44-ФЗ само по себе не говорит о недобросовестности исполнителя
Прокуратура потребовала признать недействительными два договора на поставку материалов и выполнение работ по ремонту кровли. Местная администрация заключила и оплатила их с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Три инстанции признали сделки ничтожными, но не взыскали с исполнителя оплату. Суды решили, что в данном случае нельзя применить ни одностороннюю, ни двустороннюю реституцию:
- заказчик принял товары и работы без замечаний по качеству, объему и стоимости. Результат работ имеет потребительскую ценность, его нельзя отделить в натуре;
- исполнитель надлежаще выполнил обязательства. Само по себе нарушение Закона N 44-ФЗ не означает, что он действовал недобросовестно. Инициатором заключения договоров был заказчик;
- соразмерное встречное представление исключает одностороннюю реституцию. Применить двустороннюю реституцию также нельзя, поскольку вернуть результат работ в натуре заказчик не может, а денежная компенсация не имеет смысла.
К сходным выводам АС Волго-Вятского округа приходил и в споре о незаконном дроблении закупки. Его позицию поддержал ВС РФ.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06.2025 по делу N А79-5405/2024
ФАС России будет рассматривать больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ с 21 июня 2025 года
Территориальные органы будут передавать в центральный аппарат ФАС жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при НМЦК закупки 500 млн руб. и более. Сейчас "порог" - 700 млн руб.
Аналогичное снижение предусмотрели для обращений о внеплановых проверках (включении в РНП) и о согласовании заключения контракта для федеральных нужд с единственным поставщиком.
Вступят в силу и другие изменения.
Документ: Приказ ФАС России от 17.03.2025 N 174/25
Национальный режим при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: новшества с 19 июня 2025 года
Правительство утвердило поправки к правилам предоставления нацрежима. Часть из них касается закупок медизделий и лекарств, а также товаров, которые производят по индивидуальным заказам:
- запрет, ограничение и преимущество разрешат не применять к изделиям, которые поставляют при выполнении работ (услуг) по изготовлению продукции на заказ (абз. 10 пп. "в" п. 5 изменений);
- преимущества станут предоставлять в том числе отечественным лекарствам, которых нет в перечне ЖНВЛП (абз. 16 пп. "в" п. 5 изменений);
- в контракт на поставку полностью отечественного лекарства (все стадии производства в ЕАЭС) будут включать условие о запрете замены на частично отечественный препарат (абз. 9 пп. "д" п. 5 изменений);
- расширят перечень медизделий, страну происхождения которых до 31 августа 2025 года включительно можно подтвердить сертификатом СТ-1 (пп. "е" п. 5 изменений).
Есть и другие новшества.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 N 879 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202506110037)
Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за апрель 2025 года
Заказчики ошибались, когда указывали в документации два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения, устанавливали требование к ценовому порогу договоров для оценки опыта и ограничивали период исполнения таких договоров. Подробнее в обзоре.
Два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения
В документации установили 2 значения НМЦД: с НДС и без него. Размер обеспечения заявки рассчитали от цены с НДС, а предложения о цене сопоставляли без него.
Контролеры нашли нарушение:
- порядок определения НМЦД нарушает принцип равноправия. По Закону N 223-ФЗ надо установить одно значение НМЦД для всех участников независимо от применяемой системы налогообложения и указать, содержит цена НДС или нет;
- порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию. Ценовое предложение участника на ОСН имеет необоснованное преимущество перед ценовым предложением участника на УСН.
Суды поддержали контролеров.
Требование к ценовому порогу подтверждающих опыт договоров
Для оценки квалификации участников заказчик принимал договоры стоимостью не менее 50% от НМЦД каждый.
Контролеры сочли порядок оценки необъективным. Так, участник, который представит 1 договор стоимостью 50% от НМЦД, получит баллы, а участник, который представит несколько договоров на общую сумму 50% от НМЦД, – нет. Баллы не начислят также участнику с опытом, который представит договор стоимостью, например, 49% от НМЦД.
Суды поддержали контролеров.
Ограничение периода исполнения договоров для оценки опыта
Контролеры решили, что заказчик ограничил период исполнения договора для оценки опыта: он принимал договоры, которые исполнили за 1 – 2 года до даты окончания срока подачи заявок. По их мнению, участники с опытом, например, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок имеют существенное преимущество перед участниками с опытом за 1 – 2 года до этой даты.
Документы:
Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)
Правительство утвердило поправки к правилам национального режима по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Новшества касаются порядка предоставления национального режима при закупах медизделий, лекарств и других товаров, например:
- запрет, ограничение и преимущество не будут применять к изделиям, которые поставляют при выполнении работ (услуг) по изготовлению продукции на заказ;
- преимущество разрешат предоставлять отечественным лекарствам, которых нет в перечне ЖНВЛП;
- в контракт на поставку полностью отечественного лекарства (все стадии производства в ЕАЭС) станут включать условие о запрете замены на частично отечественный препарат;
- расширят перечень медизделий, страну происхождения которых до 31 августа 2025 года включительно можно подтвердить сертификатом СТ-1.
Есть и другие изменения.
Поправки вступят в силу 19 июня 2025 года. Подробнее о них мы расскажем в обзоре.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 N 879
Полезная ссылка: Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 15.01.2025) <Об утверждении перечня жизненно ...
СТАТЬИ И КОНСУЛЬТАЦИИ
- Обзор: Недостоверные сведения в заявках: у госзаказчиков появятся новые обязанности с 1 января 2026 года
- Обзор: ФАС России будет рассматривать больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ с 21 июня 2025 года
- Минфин: при госзакупке с национальным режимом в заявке допустима одна реестровая запись на 1 товар
- Суд: нарушение Закона N 44-ФЗ само по себе не говорит о недобросовестности исполнителя
- Обзор ФАС: Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)
- Обзор ФАС: Обзор административной практики в сфере закупок по 44-ФЗ (апрель 2025 года)
- Обзор ФАС: Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)
- Обзор ФАС: Обзор судебной практики в сфере закупок по 44-ФЗ (апрель 2025 года)
- Обзор ФАС: Обзор практики рассмотрения жалоб в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)
- Обзор ФАС: Обзор практики рассмотрения жалоб в сфере закупок по 44-ФЗ (апрель 2025 года)

