Госзакупки
НЮАНСЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ПРИ ГОСЗАКУПКАХ В 2025 ГОДУ ЗА СЧЕТ ЛБО 2026 ГОДА: ИНФОРМАЦИЯ ЕИС
Если заказчику нужно в 2025 году провести закупку за счет лимитов 2026 года, то информацию о такой закупке включают в план-график на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов с учетом особенностей:
- в поле "Планируемый год размещения извещения" указывают 2025 год;
- в блоке "Объем финансового обеспечения закупки" приводят суммы планируемых платежей в разрезе 2026 года и планового периода 2027 и 2028 годов. Суммы финансового обеспечения на 2025 год отражать нельзя.
Первые два разряда ИКЗ будут соответствовать 2025 году.
Документ: Информационное сообщение ЕИС от 02.12.2025
УТВЕРЖДЕНА НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕВЫХ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
Правительство запланировало много мер, чтобы до 2030 года включительно упростить разные аспекты деятельности. Речь идет о регистрации бизнеса, разрешении споров, налогах, трудовых отношениях, недвижимости, интеллектуальной собственности, закупках, банкротстве и пр. Рассмотрим отдельные планы подробнее.
|
Аспекты |
Планы |
|
Регистрация юрлиц |
Дать возможность использовать электронную почту, которая привязана к Госуслугам, как основной способ связи с юрлицом. Право предоставят ООО из числа субъектов МСП, если эти компании ведут нелицензируемую деятельность и не оказывают услуги на финрынке. Есть и другие условия (с. 13 и 14 документа) |
|
Перейти к новому единому идентификатору юрлица вместо ИНН, ОГРН и единого регистрационного номера страхователя (с. 15 документа) |
|
|
Разрешение споров |
Дать возможность контрагентам договориться не применять нормы об уменьшении судом неустойки по требованиям о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг (с. 148 документа) |
|
Ограничить сторонам экономических споров время для представления в первой инстанции доказательств (с. 149 документа) |
|
|
Установить право взыскивать с проигравшей стороны расходы на представителей независимо от того, действуют они по трудовому или гражданско-правовому договору (с. 149 документа) |
|
|
Оперативно публиковать все решения СОЮ по гражданско-правовым спорам по аналогии с актами арбитражных судов (с. 153 документа) |
|
|
Налоги |
Увеличить область применения мотивированного мнения и предварительной квалификации сделок - "рулинга" (с. 16 и 17 документа) |
|
Разработать для большинства работодателей ежегодные расчеты по НДФЛ вместо ежеквартальных (с. 19 документа) |
|
|
Включать данные обособленных подразделений в отчетность головной организации по НДФЛ, налогу на прибыль, взносам и персонифицированному учету (с. 20 документа) |
|
|
Создать концепцию предзаполненных деклараций по НДС (с. 21 документа) |
|
|
Трудовые отношения |
Увеличить годовую норму сверхурочных работ со 120 до 240 ч (с. 90 документа) |
|
Снизить число профессий, которые недоступны для труда женщин (с. 94 документа) |
|
|
Расширить практику применения ученического договора (с. 94 документа) |
|
|
Недвижимость |
Перейти на реестровую форму выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (с. 30 документа) |
|
Сократить срок раскрытия счетов эскроу с 10 рабочих дней до 3 рабочих дней после того, как застройщик получил разрешение ввести объект в эксплуатацию (с. 45 документа) |
|
|
Пересмотреть требования к проектированию высотных зданий и комплексов, ветровым и снеговым нагрузкам для зданий, учету тепловой энергии при вертикальной разводке систем отопления (с. 47 и 48 документа) |
|
|
Интеллектуальная собственность |
Создать сервис расчета средней ставки лицензионных платежей за использование интеллектуальной собственности, чтобы определять их рыночную цену (с. 114 документа) |
|
Дать возможность выделять доли в исключительном праве и распоряжаться ими (с. 114 документа) |
|
|
Подключить маркетплейсы к информресурсам Роспатента, чтобы проверять данные об интеллектуальных правах для борьбы с оборотом контрафакта (с. 116 документа) |
|
|
Закупки |
Внедрить ГИС "Антикартель" в работу антимонопольных органов (с. 120 документа) |
|
Ввести электронное обжалование закупок по Закону N 223-ФЗ с возможностью блокировать заключение сделки (с. 122 документа) |
|
|
Банкротство |
Позволить должникам брать кредит после возбуждения реабилитационной процедуры банкротства (с. 158 документа) |
|
Исключить или снизить случаи применения либо сократить сроки проведения процедуры наблюдения (с. 159 документа) |
|
|
Дать возможность замещать активы должников путем создания на базе их имущества не только АО, но и ООО (с. 160 документа) |
|
|
Энергетика и коммунальная инфраструктура |
Закрепить обязанность сетевой организации и системного оператора рассматривать и согласовывать проект схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств менее 50 МВт при ее разработке заявителем (с. 55 и 56 документа) |
|
Включить центральные тепловые пункты, водопроводные и канализационные насосные станции в перечень объектов, для строительства которых не нужно разрешение (с. 78 документа) |
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2025 N 3523-р
ПОДТВЕРЖДАТЬ СТРАНУ РЯДА МЕДИЗДЕЛИЙ И ЛЕКАРСТВ ЧЕРЕЗ СТ-1 РАЗРЕШАТ И В 2026-М: ПРОЕКТ МИНПРОМТОРГА
Переходные положения Постановления N 1875, которые допускают подтверждать страну ряда медизделий, лекарств и средств реабилитации сертификатом СТ-1, реестровой записью без баллов и совокупностью документов, продлят:
- до 30 июня 2026 года включительно в части сертификата СТ-1 (закупка товаров в позициях 362 - 378, 383 - 388, 390 - 399 и 433 перечня N 2 и др.);
- до 30 июня 2026 года включительно для совокупности документов (закупка товаров в позициях 400 - 415 и 429 - 432 перечня N 2);
- до 30 ноября 2026 года включительно в отношении реестровых записей без баллов, которые сформировали до 30 июня 2026 года включительно.
Планируется, что новшество вступит в силу 1 января 2026 года.
Общественное обсуждение инициативы завершится 19 декабря.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
МИНФИН ОБЪЯСНИЛ, ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ПЕРИОДОМ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦЕН ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НОРМИРОВАНИЯ ЗАКУПОК
Период действия предельных цен – это время, которое прошло со дня установления в Постановлении N 927 предельной цены на товар или услугу.
Напомним, при составлении ведомственных списков ТРУ предельные цены из обязательного перечня можно увеличить на индекс потребительских цен Росстата за период действия предельных цен.
Документ: Письмо Минфина России от 18.11.2025 N 24-06-06/111432
Рекомендуем: Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ЗАКУПКАХ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ: МИНФИН ПОЯСНИЛ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК
По мнению ведомства, заявку с российской радиоэлектроникой, часть из которой не имеет первого уровня, приравнивают к предложению о поставке иностранной продукции. Условие: к закупке допущена заявка, в которой все товары отечественные и имеют первый уровень локализации.
Речь идет о закупке нескольких товаров из позиций 195, 197 – 199 и 203 перечня N 2 с защитной мерой в виде ограничения.
Документ: Письмо Минфина России от 17.10.2025 N 24-06-09/100680
СПЕЦПРАВИЛА ИЗМЕНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ ПРИ РОСТЕ ЦЕН И ФОРС-МАЖОРЕ ПЛАНИРУЮТ НЕ ПРОДЛЕВАТЬ
Минстрой предложил признать утратившими силу спецправила корректировки существенных условий строительных контрактов, которые применяются в 2025 году при удорожании материалов и форс-мажоре.
Речь идет о нормах Постановления N 680 и Постановления N 1315.
Общественное обсуждение инициативы завершится 12 декабря.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2025 N 305-ЭС25-11462 по делу N А40-212316/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании решения антимонопольного органа недействительным в части установления в проекте договора избыточных требований к поставщику при проведении закупки.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку довод о том, что утверждение суда округа об ограничении спорным требованием свободы договора, является неправомерным, поведение участников гражданского оборота при совершении сделок должно соответствовать требованиям законодательства, в числе которых определено требование о должной осмотрительности при вступлении в гражданские правоотношения, заслуживает внимания.
Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2025 N 305-ЭС25-9790 по делу N А40-212452/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа в части выводов о нарушении ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при установлении в проекте договора избыточных требований к поставщику.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживает внимания довод о том, что спорные условия проекта договора, устанавливающие обязанность поставщика при привлечении к его выполнению третьих лиц руководствоваться критериями должной осмотрительности и ответственность за неисполнение обязанности, являются существенными для заказчика и относятся к способу и порядку его выполнения.
Постановление Верховного Суда РФ от 13.11.2025 N 16-АД25-12-К4
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку допущенное директором ООО деяние повлекло неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ для нужд заказчика, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам ООО и государства, что образует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2025 N 308-ЭС25-8946 по делу N А32-42017/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности и неустойки по муниципальному контракту.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку подрядчик не обосновал необходимость выполнения дополнительных работ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.10.2025 N 2837-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" на нарушение его конституционных прав частью 2.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также абзацем четырнадцатым подпункта "б" пункта 3 и пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
Гособоронзаказ
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Требование: О взыскании задолженности и неустойки по договору подряда на выполнение составной части опытно-конструкторской работы.
Обстоятельства: Договор заключен с целью выполнения государственного оборонного заказа. Заказчик не произвел окончательную оплату выполненных работ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку необходимо исследовать обстоятельства, связанные с получением заказчиком денежных средств от головного исполнителя для проведения расчетов по договору.



