Главные новости для специалиста по закупкам

Закупкам
0

Госзакупки
 

СУД РЕШИЛ, ЧТО ЗАКОН № 223-ФЗ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДОПОЛНЯТЬ ЗАЯВКИ ПО ОКОНЧАНИИ СРОКА ИХ ПОДАЧИ

По условиям закупки заказчик на стадии отбора мог направлять уточняющие запросы по заявке, например в ситуации, когда участник представил документы неполностью.

Заказчик направил несколько запросов одному из участников. Контролеры и суды трех инстанций с ним не согласились:

  • запросы изменили заявку. Участник дополнил ее отсутствующими документами и сведениями, которые влияли на допуск к закупке. Это не отвечает Закону N 223-ФЗ. Он не разрешает уточнять заявки по окончании срока их подачи;
  • спорное условие установили незаконно. Возможность участия в закупке с его учетом зависит от воли заказчика. Оно может применяться неодинаково. Так, одного из участников не допустили к закупке, однако никакие запросы ему не направляли.

ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 13.11.2025 N 305-ЭС25-12033


 

ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ КТРУ В ГОСЗАКУПКАХ: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2025 ГОД

Заказчики описывали объект закупки по ОКПД 2 при наличии товара в каталоге, игнорировали нюансы применения КТРУ при закупках электроники с национальным режимом и не обосновывали дополнительные характеристики, которых не было в позиции каталога. Подробнее об этих ошибках - в обзоре.

Описывали объект закупки по ОКПД 2 при наличии товара в каталоге

Ростовское УФАС признало ошибочным мнение о том, что товар можно описать по общим правилам Закона N 44-ФЗ, если заказчику не подходят характеристики товара из позиции каталога.

Контролеры напомнили: сформировать описание объекта закупки не по КТРУ можно, только если в нем нет кода закупаемого товара как такового.

Подход разделяют Ярославское межрегиональное УФАС и 2-й ААС.

Не учитывали нюансы применения КТРУ при закупках электроники с национальным режимом

Архангельское УФАС не поддержало заказчика, который дополнил описание звуковой аппаратуры параметрами, которых нет в позициях каталога.

Антимонопольный орган отметил: заказчик приобретал электронику из перечня N 2 Постановления N 1875 и установил защитную меру в виде ограничения. Включать в описание такой продукции дополнительные характеристики нельзя. На сходную ошибку заказчика указывало Якутское УФАС.

Не обосновывали дополнительные характеристики, которых нет в позиции каталога

Астраханское УФАС посчитало нарушением, что в описание гастроскопа включили дополнительные параметры без надлежащего обоснования.

Контролеры пояснили: заказчик указал в обосновании лишь на то, что в позиции в КТРУ нет нужных ему характеристик, но не объяснил, зачем они нужны.

Сходное нарушение отмечало Ленинградское УФАС.

Рекомендуем: Как использовать каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд


 

УЧАСТНИК ГОСЗАКУПКИ ОШИБСЯ В НОМЕРЕ РЕЕСТРОВОЙ ЗАПИСИ – СУД НЕ НАШЕЛ ПРИЧИН ОТКЛОНИТЬ ЗАЯВКУ

В извещении о закупке лицевых масок заказчик установил защитную меру в виде запрета. Заявку участника отклонили из-за недостоверных сведений.

Участник предложил нужный товар, но для подтверждения страны его происхождения в структурированной части заявки привел номер записи из реестра российских промтоваров на бахилы. Выписку из реестра на маски он приложил к заявке.

Контролеры и суды двух инстанций не согласились с отклонением: под недостоверными следует понимать сведения, которые не соответствуют действительности. Выписка из заявки подтверждала страну происхождения предложенного товара. У заказчика не было оснований сомневаться в достоверности сведений. Доказательств того, что они ложные, не представили.

ДокументПостановление 9-го ААС от 07.11.2025 по делу N А40-124540/2025


 

ПРОЕКТ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОПЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ ПРИ ОТЗЫВЕ ЛБО ПРИНЯТ В ФИНАЛЬНОМ ЧТЕНИИ

В 2025 и 2026 годах при отзыве лимитов федерального бюджета заказчики будут оплачивать контракты (их этапы) не позже 7 рабочих дней после даты доведения новых ЛБО по ассигнованиям из резервного фонда правительства (ч. 18 ст. 14 проекта).

Условия применения новшества:

  • лимиты отозвали для направления ассигнований в резервный фонд правительства из-за прогнозируемого невыполнения в 2025 году принятых обязательств по закупкам, исполнение которых планируется в 2026 году;
  • приемочные документы по контракту подписали в период между отзывом и доведением новых лимитов.

Новшество вступит в силу со дня опубликования закона (ч. 1 ст. 17 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 1026188-8


 

ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НДС, ПЕРЕСМОТР ПОРОГА ДОХОДОВ ПО УСН И ДРУГОЕ – ПОПРАВКИ ПРОШЛИ ГОСДУМУ

Новшества разработали в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Хотят, в частности:

  • повысить основную ставку НДС с 20 до 22% (пп. "в" п. 8 ст. 2 проекта);
  • сократить предельный размер дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС (пп. "а" п. 1 ст. 2 проекта). Уменьшать порог доходов планируют поэтапно (за 2025 год – 20 млн руб., за 2026 год – 15 млн руб., за 2027 и последующие годы – 10 млн руб.);
  • разрешить плательщикам УСН, которые впервые начинают исчислять НДС, однократно в первый год отказаться от пониженной ставки НДС до истечения 3-летнего срока (пп. "е" п. 8 ст. 2 проекта);
  • продлить до 2030 года ограничения на уменьшение базы текущего периода по налогу на прибыль на убытки прошлых лет (п. 61 ст. 2 проекта);
  • уточнить, что для стандартного вычета на детей учитывают только доходы основной базы, исчисленные нарастающим итогом с начала налогового периода (пп. "б" п. 39 ст. 2 проекта);
  • продлить временный порядок начисления пеней на год – до 31 декабря 2026 года (пп. "а" п. 31 ст. 1 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 1026190-8


 

ЧТО ЖДЕТ В 2026 ГОДУ СПЕЦИАЛИСТА ПО ГОСЗАКУПКАМ

Следующий год несет ряд изменений в законодательстве о контрактной системе, которые могут серьезно повлиять на работу специалиста по госзакупкам. Уже ясно, что:

  • заказчикам разрешат проводить несколько однотипных малых закупок у единственного поставщика;
  • извещение о закупке с неизвестным объемом нужно будет формировать иначе;
  • изменят правила применения антидемпинговых мер;
  • список товаров с защитной мерой в виде ограничения дополнят новыми медизделиями.

Полезная ссылка: Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2026 году" (КонсультантПлюс, 2025)


 

МИНФИН РАЗЪЯСНИЛ, У КАКИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ НЕЛЬЗЯ ЗАКУПАТЬ ФИНУСЛУГИ

Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространяется на услуги российских компаний, у которых есть иностранные лица (кроме лиц из ЕАЭС):

  • в составе участников (членов) корпоративного юрлица;
  • в составе учредителей унитарного юрлица;
  • в числе лиц, которым прямо или косвенно (через одно или несколько юрлиц) принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале.

Документ: Письмо Минфина России от 05.11.2025 N 24-06-09/106866


 

ФАС РОССИИ РАССМОТРЕН ВОПРОС ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЗАКОНОМ N 223-ФЗ

Сообщается, что в случае, если при осуществлении закупочной процедуры поддерживается принцип состязательности, предусматривающий наличие конкуренции между хозяйствующими субъектами, в равной степени претендующими на заключение договора по результатам осуществления закупки, сведения в отношении таких участников необходимо направлять в ФАС России для включения в реестр при наступлении фактов, предусмотренных частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ.

При отсутствии принципа состязательности, а также в случае направления заказчиком проекта договора в адрес потенциального поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения по результатам закупки процедуры сопоставления заявок по соответствующим ценовым и (или) неценовым критериям отсутствуют основания для рассмотрения вопроса о включении сведений о таком поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр.

Вопрос включения/невключения сведений в реестр решается антимонопольным органом в каждом конкретном случае при комиссионном рассмотрении соответствующего обращения заказчика по результатам всестороннего исследования представленных материалов с учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, существенности нарушения, степени вины участника, ущерба, нанесенного заказчику.

Документ: Письмо ФАС России от 26.09.2025 N ГР/90477/25


 

ОБНОВЛЕНЫ ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ КОДОВ ГАРАНТОВ И ЗАКАЗЧИКОВ

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минфина России от 24.12.2021 N 227н. Новый документ вступает в силу с 01.12.2025.

Документ: Приказ Минфина России от 16.06.2025 N 74н


 

ФАС РОССИИ РАССМОТРЕНО ОБРАЩЕНИЕ О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

Сообщается, что действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность уведомления участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика о проведении контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки в ходе рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) посредством направления такого уведомления на электронную почту (почту, факс).

ДокументПисьмо ФАС России от 27.10.2025 N ГР/101255/25


 

КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ

 

 

 

 

 


 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.11.2025 N Ф01-3712/2025 по делу N А39-11138/2024

Требование: Об обязании принять поставленный товар и о взыскании долга по государственному контракту на поставку товара.

Обстоятельства: Поставщик поставил товар не в полном объеме и не представил документы, подтверждающие качество и происхождение товара, в связи с чем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта и от приемки товара. Поставщик заявил, что часть поставленного товара соответствует условиям контракта.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт неисполнения контракта в части условий о сроках и объемах поставки и факт поставки товара, не соответствующего установленным требованиям, доказаны.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2025 N Ф01-3545/2025 по делу N А79-8200/2023

Требование: О взыскании долга по уплате суммы удорожания материала и по оплате дополнительных работ по контракту на выполнение работ по строительству объекта.

Обстоятельства: Подрядчик утверждает, что заказчик принял удорожание не на всю заявленную сумму и не оплатил дополнительно выполненные работы. Заказчик заявил, что подрядчик нарушил сроки выполнения работ.

Встречное требование: О взыскании пеней по контракту.

Решение: 1) В удовлетворении основного требования отказано, поскольку заказчик согласовал увеличение цены в части стоимости материалов, наличие условий для увеличения цены контракта на большую сумму не доказано; выполнение дополнительных работ не согласовано; 2) В удовлетворении встречного требования отказано.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2025 N Ф01-2912/2025 по делу N А43-38348/2024

Требование: О взыскании долга и неустойки по договору поставки товара.

Обстоятельства: Поставщик заявил, что покупатель не полностью оплатил товар.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не дали правовую оценку доводам и возражениям сторон с учетом особенностей регулирования правоотношений в сфере государственного оборонного заказа (не приняли во внимание регламентируемую законодательством в сфере государственного оборонного заказа процедуру перевода ориентировочной цены поставленного товара в фиксированную).

 

Гособоронзаказ


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПРАКТИКА ФАС


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2025 N Ф01-2912/2025 по делу N А43-38348/2024

Требование: О взыскании долга и неустойки по договору поставки товара.

Обстоятельства: Поставщик заявил, что покупатель не полностью оплатил товар.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не дали правовую оценку доводам и возражениям сторон с учетом особенностей регулирования правоотношений в сфере государственного оборонного заказа (не приняли во внимание регламентируемую законодательством в сфере государственного оборонного заказа процедуру перевода ориентировочной цены поставленного товара в фиксированную).

 

Постановление Московского УФАС России от 28.03.2019 по делу N 4-19.7.2-169/77-19

Нарушение: ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ (непредставление информации, документов, представление недостоверных информации, документов в уполномоченный орган в сфере госзакупок, оборонного заказа).

Решение: Назначен штраф.

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *