Главные новости для специалиста по закупкам

Закупкам
0

Госзакупки

СУД: ХАРАКТЕР ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ УЧАСТНИКА НЕ МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ЗАЯВОК ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ


Заказчик оценивал квалификацию работников участника по показателю "квалификация участника закупки, выраженная в наличии специалистов с оформленными трудовыми отношениями в организации". Количество баллов зависело, в частности, от того, трудоустроен ли главбух по основному месту работы или по совместительству, а также от того, имеет ли он справку об отсутствии судимости.

Три инстанции не поддержали такой порядок оценки. Факт трудоустройства бухгалтера в организации участника на полную ставку или по совместительству не влияет на квалификацию участника. Требования к качеству его работы не зависят от характера трудовых отношений.

Также суды не согласились с условием о предоставлении справки об отсутствии судимости главбуха, поскольку срок выдачи документа больше срока подачи заявок. Участники могут не успеть вовремя его получить. Пояснений о формате справки в документации нет.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

К сходному мнению приходили также 13-й ААС и Ленинградское УФАС.

ДокументОпределение ВС РФ от 09.10.2025 по делу N А56-21989/2024


 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БМ-БАНК" И ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ПЕРЕЧНЯ БАНКОВ, НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В КОТОРЫХ ВНОСЯТСЯ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ N 44-ФЗ


Соответствующее изменение внесено в перечень банков, утвержденный распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. N 1451-р.

ДокументРаспоряжение Правительства РФ от 15.10.2025 N 2891-р


 

ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ГОСЗАКУПКАХ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 - 2025 ГОДЫ


Заказчики устанавливали два доптребования в одной закупке, допускали противоречия в извещении и выбирали неверный способ квалификационного отбора. Подробнее об этих ошибках - в обзоре.

Два доптребования в одной закупке

АС Московского округа не поддержал заказчика, который установил в извещении на закупку услуг по комплексному содержанию здания 2 доптребования. Он применил позицию 14 для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений и позицию 36 для услуг по их уборке, так как они входили в объект закупки.

Суд решил, что такое формирование лота ограничивает конкуренцию: в закупке не смогут участвовать лица с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот). Постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям и позволяет применить лишь одну из них.

АС Московского округа в другом случае не увидел нарушения в том, что в извещении установили 2 доптребования. Суд учел, что их применили из-за специфики места оказания услуг и объекта закупки.

Противоречивые условия извещения

Дагестанское УФАС обратило внимание на то, что заказчик не установил в извещении доптребования, однако привел информацию о них и о подтверждающих документах в требованиях к содержанию и составу заявки.

Похожие разночтения выявляли Якутское и Иркутское УФАС.

Свердловское УФАС поправило заказчика, который установил доптребования в структурированной форме извещения, но не перечислил подтверждающие документы в инструкции по заполнению заявки.

Неверный способ квалификационного отбора

ФАС решила, что заказчик незаконно установил универсальную предквалификацию при закупке модульного здания и работ по его монтажу.

Контролеры отметили: по ГрК РФ модульное здание относится к некапитальным строениям и не имеет прочной связи с землей, поэтому заказчику следовало установить доптребования по позиции 9, а не универсальную предквалификацию.

На похожую ошибку обращали внимание Дагестанское и Московское УФАС.


 

ГОСЗАКУПКИ УСЛУГ ОБЩЕПИТА: ФАС НАПОМНИЛА О СРОКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ КОАП РФ


Участники закупок продуктов или услуг общепита по позиции 33 доптребований не должны быть привлечены к административной ответственности, например, за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ведомство сообщило: принимая решение о соответствии участника этому требованию, следует учитывать общую норму КоАП РФ об исчислении срока, в течение которого лицо считают подвергнутым наказанию.

Документ: Письмо ФАС России от 08.10.2025 N ГР/94541-ПР/25


 

УФАС УВИДЕЛО ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ЗАКУПКЕ ШПРИЦЕВ С ЗАЩИТНЫМ МЕХАНИЗМОМ


Поликлиника проводила электронный аукцион на поставку шприцев общего назначения. В описание объекта закупки включили дополнительную характеристику – наличие колпачка с защитным механизмом. Заказчик обосновал ее потребностью исключить контакт медперсонала с иглой.

УФАС решило, что подобное описание товара приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки. Дело в том, что все медицинские шприцы, зарегистрированные в РФ, качественные, эффективные и безопасные. При этом нормативных требований использовать при проведении инъекций шприцы с защитным механизмом пока нет.

Позицию контролеров разделяют Оренбургское и Ленинградское УФАС.

Документ: Решение Краснодарского УФАС России от 26.09.2025 N 708/2025 по делу N 023/06/33-4156/2025


 

МИНФИН: ПРИ ОПИСАНИИ ТОВАРА С НАЦИОНАЛЬНЫМ РЕЖИМОМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПО УМОЛЧАНИЮ


По мнению ведомства, при описании товаров, на которые распространяется запрет, ограничение или преимущество, госзаказчики должны использовать параметры отечественной продукции.

Данное правило нужно соблюдать независимо от того, применялись ли в закупке "защитные" меры. При этом для описания продукции, которую не производят в РФ, есть исключение.

Документ: Письмо Минфина России от 03.10.2025 N 24-06-09/96165


 

РАССМОТРЕН ВОПРОС О ПРИМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НМЦК, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ, НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ТОВАРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК МОТОРНОГО ТОПЛИВА


Сообщается, что Порядком, утвержденным приказом ФАС России от 22.11.2024 N 894/24, предусмотрено формирование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы на основании текущих рыночных индикаторов, а использование коммерческих предложений не предусмотрено.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, открытый конкурентный способ признается несостоявшимся.

В этом случае заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документ: Письмо ФАС России от 12.09.2025 N ВК/86008/25


 

ШТРАФ ПО КОАП РФ КОСНЕТСЯ ВСЕХ, КТО ЗАДЕРЖИТ ОПЛАТУ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ПРОЕКТ ПРОШЕЛ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ


Штрафовать за просрочку оплаты товаров, работ, услуг планируют по любым договорам, а не только по сделкам с СМСП. Размеры штрафов предложили не менять.

Напомним, сейчас ответственность за нарушение такая:

  • от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – для юрлиц.

Документ: Проект Федерального закона N 921844-8


 

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

 


 

КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ

 


 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.10.2025 N АПЛ25-255 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.06.2025 N АКПИ25-261, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим абзаца восьмого письма ФАС России от 24.01.2025 N МШ/5676/25 "По вопросу рассмотрения заявок участников закупок, предложивших к поставке лекарственный препарат с использованием активного вещества Дапаглифлозин".

 

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2025 N Ф06-6179/2025 по делу N А55-1684/2025

Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.

Обстоятельства: Антимонопольный орган признал действия заказчика нарушившими закон о защите конкуренции, поскольку в извещении электронного аукциона на поставку медицинских изделий указаны определенные характеристики товара, которые соответствуют только товару одного производителя.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку технические требования к закупаемому оборудованию разработаны с учетом потребности и замечаний получателя медицинского оборудования, объективно отражают потребность при осуществлении медицинской деятельности.

 

Гособоронзаказ


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2025 N Ф01-3264/2025 по делу N А43-22179/2024

Требование: О признании недействительными решения и предписаний антимонопольного органа.

Обстоятельства: Антимонопольный орган решением признал нарушением ч. 3 ст. 8 ФЗ "О государственном оборонном заказе" действия поставщиков, необоснованно завысивших цены на продукцию по государственному оборонному заказу, и предписал перечислить неправомерно полученные доходы в бюджет РФ.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что поставщики не обосновали цену продукции, и не доказано, что ими был соблюден порядок согласования базовой цены продукции и что затраты по лицензионному договору и по договору добровольного медицинского страхования относятся к затратам на исполнение государственного оборонного заказа.

 

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2025 N Ф07-9220/2025 по делу N А56-112478/2023

Требование: О взыскании убытков, причиненных по договорам поставки по оборонному заказу в рамках государственного контракта.

Обстоятельства: Истец полагает, что просрочка поставки ответчиком дизельной продукции послужила причиной задержки комплектования и сдачи заказа государственному заказчику, в связи с чем истцом понесены убытки в виде неустойки, взысканной по решению суда.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано наличие причинно-следственной связи между допущенной ответчиком просрочкой поставки продукции и наступившими неблагоприятными для истца последствиями.

 

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2025 N Ф07-9088/2025 по делу N А56-120463/2023

Требование: О взыскании задолженности по оплате товара, поставленного по договору, неустойки.

Обстоятельства: Поставщик ссылается на неоплату товара, поставленного по договору, заключенному во исполнение государственного оборонного заказа.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказан факт поставки товара.

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *