Главные новости для специалиста по закупкам

Закупкам
0

ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ЗАКАЗЧИКА ОТ ГОСКОНТРАКТА: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 - 2025 ГОДЫ

Законно ли расторгать сделку соглашением при наличии оснований для одностороннего отказа? Допустимо ли разрывать контракт из-за медленного исполнения? Может ли подрядчик оспорить отказ заказчика, если тот не содействовал в работе? Ответы - в обзоре.

Расторжение сделки соглашением могут признать незаконным, если доказано нарушение публичных интересов

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что стороны незаконно расторгли контракт соглашением, поскольку подрядчик выполнил лишь часть работ, а их результат не соответствовал проекту.

Суды отметили: расторжение сделки соглашением в подобной ситуации позволило недобросовестному подрядчику избежать негативных последствий, что нарушило публичные интересы.

11-й ААС в похожей ситуации признал соглашение о расторжении контракта притворной сделкой, стороны которой хотели прикрыть неизбежный односторонний отказ.

Заказчик вправе разорвать сделку из-за медленного исполнения, но должен доказать, что работы не завершат в срок

ВС РФ отмечал: чтобы расторгнуть сделку из-за медленного исполнения, заказчик должен проверить работы и доказать, что темп их выполнения помешает подрядчику исполнить обязательства в срок.

АС Дальневосточного округа не увидел таких доказательств. Заказчик заявил об одностороннем отказе до наступления промежуточных сроков работ и не подтвердил, что подрядчик не сможет закончить этап вовремя. ВС РФ не стал пересматривать дело.

15-й ААС тоже не нашел оснований для отказа от контракта из-за того, что контрагент отстал от графика производства ремонта. Подрядчик доказал, что вел работы без остановки и имел достаточно времени, чтобы закончить ремонт. Суд учел, что из-за логической производственной последовательности темпы работ могли меняться.

Подрядчик может оспорить односторонний отказ, если заказчик не содействовал ему в работе

По ГК РФ заказчик обязан содействовать подрядчику в работе, если это предусмотрели в договоре. В практике нередки случаи, когда исполнитель успешно оспаривал односторонний отказ, если заказчик не помогал решать сложности при исполнении контракта, например:

- не сообщил нужную информацию - АС Северо-Кавказского округа;

- не передал проектную документацию - АС Западно-Сибирского округа.

РекомендуемКак заказчику расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке

Что предпринять заказчику, если подрядчик приступил к выполнению работ по договору, но выполняет работы медленно


 

ФАС О НАЦИОНАЛЬНОМ РЕЖИМЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВАМ НЕ ИЗ ПЕРЕЧНЯ ЖНВЛП ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО

Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.

ДокументПисьмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25


 

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГОСЗАКУПКЕ УСЛУГ ИЗ РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ ДОПТРЕБОВАНИЙ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНКУРЕНЦИЮ, РЕШИЛИ СУДЫ

Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:

  • по позиции 14 – для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
  • по позиции 36 – для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение:

  • постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них;
  • объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);
  • объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение.

Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.

ДокументПостановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024


 

СУДЫ НЕ ПОСЧИТАЛИ САНКЦИИ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНОЙ СРЫВА ПОСТАВОК ПО ГОСКОНТРАКТАМ

Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.

Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.

Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение:

  • на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
  • санкции – это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
  • подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
  • ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок;
  • включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.

ДокументПостановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024


 

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК: СТАРТОВАЛ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЕДЕНИЮ КАТАЛОГА ТОВАРОВ ДЛЯ МАЛЫХ ГОСЗАКУПОК

С 1 октября 2025 года по 31 марта 2026 года проходит эксперимент по ведению единого каталога товаров для закупок малого объема у единственного поставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Для большинства участие в эксперименте добровольное.

Каталог предусматривает описание продукции конкретных товарного знака, марки или модели. На период эксперимента вести его поручили оператору АО "Единый каталог товаров, работ и услуг" на базе портала народных художественных промыслов. Методрекомендации и план-график проведения эксперимента утвердит Минпромторг.

В перечень товаров для каталога включили, например:

·         17.12.14 – бумагу прочую и картон для графических целей;

·         26.20.11 – компьютеры портативные массой не более 10 кг;

·         26.20.14 – машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных;

·         31.01 – мебель для офисов и предприятий торговли.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2025 N 2710-р


 

ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НДС ДО 22%, ПЕРЕСМОТР ПОРОГА ДОХОДОВ ПО УСН И ДРУГОЕ: ОБЗОР ПОПРАВОК

Правительство запланировало много изменений. Если их примут, НДС нужно будет перечислять по ставке 22%. Кроме того, уменьшат порог доходов, при превышении которого нужно будет платить этот налог на УСН. Об этих и других поправках в обзоре.

НДС

Предлагают среди прочего:

·         повысить ставку НДС с 20% до 22% (пп. "б" п. 7 ст. 2 проекта);

·         сократить с 60 млн до 10 млн руб. предельный размер дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС (п. 1 ст. 2 проекта);

·         сократить перечень необлагаемых операций (п. 4 ст. 2 проекта).

Страховые взносы

Планируют предусмотреть среди прочего такие изменения:

·         увеличить с 2026 года для ИТ-организаций единый пониженный тариф взносов до 15% с сумм в рамках единой предельной величины базы и сохранить его на уровне 7,6% сверх единой предельной величины базы (пп. "в" п. 115 ст. 2 проекта);

·         оптимизировать льготные тарифы страховых взносов для МСП. Пониженный тариф сохранят для приоритетных отраслей по перечню правительства, остальных переведут на общие тарифы (пп. "и" п. 115 ст. 2 проекта);

·         ввести обязанность для коммерческих организаций исчислять взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже МРОТ (п. 113 ст. 2 проекта);

·         снизить до 0% единый пониженный тариф взносов с выплат работникам сверх единой предельной величины базы для организаций радиоэлектронной промышленности (пп. "а" п. 115 ст. 2 проекта);

·         освободить от обложения цену полиса ДМС для служебной командировки за границу (пп. "б" п. 114 ст. 2 проекта).

Имущественные налоги

Предлагают, например, такие новшества:

·         передать налоговикам обязанность организаций исчислять транспортный и земельный налоги, налог на имущество по кадастровой стоимости (пп. "а" п. 89, пп. "а" п. 103, п. п. 93, 96 проекта);

·         перенести крайний срок уплаты таких налогов и авансов по ним на месяц позже (пп. "а" п. 90, пп. "а" п. 105, пп. "а" п. 98 ст. 2 проекта).

Налог на прибыль

Хотят, в частности:

·         продлить действие нормы, ограничивающей уменьшение базы текущего периода на убытки прошлых лет, до 2030 года (п. 48 ст. 2 проекта);

·         уточнить правила применения повышающего коэффициента для исключения его многократного использования при исчислении налога. Речь идет о расходах на покупку права на использование ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов по лицензионным и сублицензионным соглашениям в рамках одной цепочки лицензиатов (пп. "а" п. 42 ст. 2 проекта);

·         признавать сомнительным долгом задолженность по уплате штрафов, пеней и санкций, начисленных решением суда по договорам с сомнительным долгом по реализации товаров, работ, услуг (пп. "а" п. 44 ст. 2 проекта);

·         установить порядок уплаты налога российскими участниками МГК для достижения минимального уровня обложения в 15% (пп. "в" п. 49, п. 55 ст. 2 проекта).

НДФЛ

Планируют ввести, например, такие новшества:

·         установить единые условия для льготы в виде освобождения от налога доходов от реализации акций и долей участия в УК российских организаций. При этом они должны принадлежать налогоплательщику более 5 лет (пп. "в" п. 30 ст. 2 проекта);

·         уточнить, что для стандартного вычета на детей учитываются только доходы основной базы, исчисленные нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 32 ст. 2 проекта);

·         включить расходы на полис ДМС для служебной командировки за границу в перечень компенсируемых расходов, освобождаемых от обложения (пп. "а" п. 30 ст. 2 проекта);

·         не облагать доходы в виде возмещения виновным стоимости утраченного имущества по законодательству РФ, актам субъектов РФ и решениям местных органов (пп. "а" п. 30 ст. 2 проекта);

·         обязать налогоплательщиков декларировать доход и платить налог не только при его полном неудержании налоговым агентом, но и при частичном неудержании (пп. "а" п. 38 ст. 2 проекта).

Налоговое администрирование

Планируют, в частности:

·         установить, что, если последний день уплаты налога выпадает на нерабочий день, срок переносится на предыдущий рабочий день (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта);

·         перенести крайний срок подачи сообщения о наличии транспорта и недвижимости с 31 декабря на 31 мая (п. 9 ст. 1 проекта);

·         улучшить институт ЕНС. Например, уточнить порядок учета на ЕНС решений о досрочном прекращении отсрочки или рассрочки, а также о полной или частичной отмене вычетов (пп. "б" п. 6 ст. 1 проекта);

·         оптимизировать число уведомлений о налогах и взносах. Хотят отменить их подачу по имущественным налогам. То же правило собираются ввести для НДФЛ и взносов в части периодов, по которым плательщик уже представлял уведомление с планируемыми суммами за эти периоды (п. 18 ст. 1 проекта);

·         увеличить предельный срок инвестиционного кредита с 5 до 10 лет (п. 23 ст. 1 проекта);

·         расширить перечень случаев, когда контролеры могут отказать в зачете сумм или зачесть их частично (пп. "а" п. 30 ст. 1 проекта);

·         предусмотреть возможность подачи электронных возражений на акт проверки, а также рассмотрения материалов проверки с помощью видео-конференц-связи (п. 40, пп. "а" п. 41, п. 42 ст. 1 проекта);

·         расширить периметр налогового мониторинга. Кандидату нужно будет соответствовать одному из критериев (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов), а не всем трем, как сейчас (пп. "а" п. 43 ст. 1 проекта);

·         разрешить налоговикам осматривать территории и помещения, а также проводить выемку документов и предметов у лица, у которого проводится мониторинг, если выявлены нарушения (п. п. 38, 39 ст. 1 проекта).

В проекте есть изменения и по другим налогам: туристическому, акцизам и др.

Документ: Проект Федерального закона N 1026190-8


 

СКОРРЕКТИРОВАНЫ ОСОБЕННОСТИ ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРОВ ФОРМЫ СТ-1 ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД


 

Уточнен перечень товаров, на которые уполномоченными ТПП выдаются сертификаты формы СТ-1.

Кроме того, внесены изменения в порядок заполнения актов экспертизы для выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1.

Документ: Приказ ТПП РФ от 11.09.2025 N 61


 

КОНСУЛЬТАЦИИ И СТАТЬИ

 

 

 

 

 

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *