Главные новости для закупок

0

Госзакупки

 

ЦБ РФ ВНОВЬ СНИЗИЛ КЛЮЧЕВУЮ СТАВКУ

С 28 июля 2025 года показатель равен 18%. Прежнее значение – 20% – установили в июне этого года.

ЦБ РФ пояснил, что годовая инфляция на 21 июля составила 9,2%. Она снизится в 2025 году – до 6 - 7%, а в 2026 году – до 4%.

Средняя ключевая ставка (по данным среднесрочного прогноза):

  • 16,3 - 18% с 28 июля до конца 2025 года;
  • 12 - 13% в 2026 году;
  • 7,5 - 8,5% в 2027 и 2028 годах.

Очередное заседание по ключевой ставке запланировано на 12 сентября 2025 года. Дальнейшие решения по ней примут исходя из устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.

ДокументыИнформация Банка России от 25.07.2025

Среднесрочный прогноз Банка России

 

УФАС: ПРИ ГОСЗАКУПКАХ ЭЛЕКТРОНИКИ НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО HDMI – ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Участник аукциона на поставку аппаратов ИВЛ пожаловался, что в описании объекта закупки есть требование к наличию разъемов HDMI или VGA, но не предусмотрена возможность поставки товара с эквивалентными портами.

Заявитель отметил, что HDMI – международный товарный знак, но заказчик не сопроводил его словами "или эквивалент", как того требует Закон N 44-ФЗ. Указания на возможность поставки аппаратов с разъемом VGA недостаточно, поскольку у интерфейса HDMI есть и другие аналоги.

УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчик не пояснил, почему при использовании порта HDMI он допускает в качестве эквивалента лишь разъем VGA.

Контролеры выявили и другие нарушения.

ДокументРешение Белгородского УФАС России от 04.07.2025 по делу N 031/06/106-218/2025

 

ЗАКАЗЧИКИ СМОГУТ ИЗМЕНЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ БОЛЬШЕГО ЧИСЛА КОНТРАКТОВ: ПРОЕКТ ПРОШЕЛ ГОСДУМУ

По проекту заказчикам разрешат корректировать существенные условия контрактов на благоустройство по тем же основаниям, что сейчас применяют в строительстве (п. п. 1 и 2 ст. 1 проекта). Речь идет о двух случаях:

В Законе N 44-ФЗ появится и отдельное основание для изменения срока контрактов на строительный контроль. Заказчики смогут применять его в ситуациях, когда меняется период выполнения работ по основному строительному контракту (п. 4 ст. 1 проекта).

Поправки заработают с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта).

ДокументПроект Федерального закона N 854737-8

 

МИНПРОМТОРГ СЧИТАЕТ, ЧТО ПРЕИМУЩЕСТВО НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВАМ, КОТОРЫХ НЕТ В ПЕРЕЧНЕ ЖНВЛП

По мнению ведомства, на отечественные препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП, не распространяется защитная мера в виде преимущества.

Дело в том, что лекарства с кодами 21.10.51, 21.20.1, 21.20.21 и 21.20.23 по ОКПД 2 фигурируют в списке продукции с ограничением закупок. При этом преимущество применяется, только если объект (предмет) закупки включает хотя бы один товар, которого нет перечнях товаров с запретом и ограничением.

Документ: Письмо Минпромторга России от 09.07.2025 N ПГ-19-6441


 

СУДЫ О ФОРМИРОВАНИИ ЛОТА НА РЕМОНТ ДОРОГ: ГОСЗАКАЗЧИКАМ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФАС

Заказчик проводил конкурс на работы по ремонту участка региональной дороги. НМЦК составила более 1,4 млрд руб. К участникам предъявляли доптребования.

ФАС и суды сочли объект закупки слишком крупным. Заказчик не учел разъяснения по вопросу формирования лота для подобной закупки:

  • ремонт планировали выполнять на трассе регионального значения в II климатической зоне. В столице региона, в котором расположена дорога, проживает менее 1 млн человек, поэтому НМЦ лота не должна превышать 1,2 млрд руб.;
  • крупный лот увеличивает объем работ, значение НМЦК, размеры обеспечения заявки и контракта, что налагает на контрагента дополнительную финансовую нагрузку. Это ограничивает конкуренцию, поскольку приводит к отказу заинтересованных лиц от участия в конкурсе.

ВС РФ поддержал выводы судов.

Документ: Определение ВС РФ от 09.07.2025 N 305-ЭС25-6263

 

ГОСЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 – 2025 ГОДЫ

Оформление нескольких похожих сделок с единственным поставщиком, проведение экстренной закупки в период действия режима повышенной готовности и заключение контракта с организацией УИС, которая передает все работы на субподряд. Чем заказчик рискует в подобных ситуациях, читайте в нашем обзоре.

Если единая цель ряда неконкурентных похожих малых закупок доказана, то суды могут увидеть дробление

АС Северо-Кавказского округа признал недействительными 23 контракта на капремонт, которые школа заключила с единственным поставщиком по правилам малых закупок. Цена каждой сделки – до 600 тыс. руб. Срок работ одинаковый. Результат приняли и оплатили более чем на 12 млн руб.

При оценке ситуации суд учел такие обстоятельства:

  • идентичный предмет и период заключения контрактов, единая цель;
  • непрерывность работ, применение одинаковых методик и технологий;
  • искусственность дробления, т.е. отсутствие разумных оснований разбивать весь объем работ на отдельные сделки.

Также суд обязал подрядчика вернуть деньги, поскольку он не мог не знать, что выполняет ремонт без законного основания – единого контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры.

АС Уральского округа же не увидел дробления закупки, хотя школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии.

Суд решил, что спорные товары нельзя считать идентичными или однородными, поскольку у них разные предметные области. Также продукция отличалась по составу, функционалу, техническим характеристикам и др. Она не состояла из схожих компонентов, которые могли бы выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Кроме того, закупка лабораторий не была направлена на достижение единого результата.

Режим повышенной готовности могут посчитать недостаточным основанием для проведения экстренной закупки

ВС РФ согласился с судами, которые признали недействительным контракт на услуги зимнего содержания объектов благоустройства. Суды отклонили ссылку заказчика на неблагоприятные метеоусловия и не приняли его доводы о действии на момент заключения контракта режима повышенной готовности.

Суды отметили: данный режим не доказывает чрезвычайность обстоятельств и не отменяет необходимость проводить конкурентные процедуры. Сама по себе потребность заказчика в спорных услугах не означает, что сторонам нужно срочно вступить в договорные отношения. Сложные погодные условия возникают ежегодно.

АС Восточно-Сибирского округа, напротив, встал в похожем споре на сторону заказчика. Суд поддержал довод о введении режима повышенной готовности и согласился, что срочную закупку угля провели из-за отсутствия нормативного запаса топлива в котельных.

При заключении прямых контрактов с организациями УИС нужно следить за личным исполнением

Заказчик заключил несколько контрактов на строительно-монтажные работы с организацией УИС как с единственным подрядчиком.

Башкортостанское УФАС увидело в этом ограничение конкуренции:

  • по Закону N 44-ФЗ исполнять обязанности по контракту организация УИС обязана лично. Однако в контрактах стороны согласовали условие о возможности подрядчика выполнить работы самому либо с привлечением других лиц. Позднее объемы передали на субподряд. Их выполнили по более низкой цене;
  • заказчику следовало контролировать ход работ. Так, он должен был владеть информацией, какие лица работают на объекте.

Московское УФАС при сходных обстоятельствах решило, что заказчик выбрал неверный способ закупки.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Конституционного Суда РФ от 26.06.2025 N 1655-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "САТЭК-ММ" на нарушение его конституционных прав положениями статей 148, 268 и 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

"Реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности и функций Верховного Суда Российской Федерации" (утв. приказом Верховного Суда РФ от 15.03.2024 N 3КД/9)

 

ВИДЕОСЕМИНАР

Рыжова Надежда Борисовна ЗАКУПКИ: НОВЫЕ СОСТАВЫ НАРУШЕНИЙ И РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ

Федеральный закон от 28.12.2024 N 500-ФЗ уточнил размеры штрафов, а также установил новые составы нарушений по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Лектор рассмотрит нововведения и разъяснит случаи привлечения к ответственности.

 

 

 

 

 

Гособоронзаказ

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.07.2025 N Ф05-8910/2025 по делу N А40-150575/2024

Требование: Об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту на поставку товара и выполнение работ на условиях, указанных в протоколе урегулирования разногласий, взыскании задолженности и пеней.

Обстоятельства: По мнению исполнителя, заказчик произвел оплату по контракту частично.

Решение: В удовлетворении требования отказано, так как исполнителем избран ненадлежащий способ защиты права, он желает легализовать необоснованное увеличение цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2025 N 13АП-1514/2025 по делу N А56-32431/2023

Категория спора: Подряд.

Требования: О признании договора субподряда недействительным, о применении последствий недействительности сделки.

Обстоятельства: Истец ссылается на заключение ответчиком-1 сделки в отсутствие предварительного согласования на привлечение к выполнению работ ответчика-2 в качестве субподрядчика, а также с нарушением установленных законом требований в части обязательного условия о применении казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа при его исполнении.

Решение: Отказано.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2025 N 09АП-24372/2025 по делу N А40-74582/2022

Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником.

Решение: Удовлетворено, так как при заключении спорного договора уступки не была произведена замена стороны в договоре, направленном на исполнение гособоронзаказа, а лишь перешло право требования уплаты установленной в судебном порядке задолженности по нему.

В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *