Госзакупки
ГОСЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА: ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2024 - 2025 ГОДЫ
Оформление нескольких похожих сделок с единственным поставщиком, проведение экстренной закупки в период действия режима повышенной готовности и заключение контракта с организацией УИС, которая передает все работы на субподряд. Чем заказчик рискует в подобных ситуациях, читайте в нашем обзоре.
Если единая цель ряда неконкурентных похожих малых закупок доказана, то суды могут увидеть дробление
АС Северо-Кавказского округа признал недействительными 23 контракта на капремонт, которые школа заключила с единственным поставщиком по правилам малых закупок. Цена каждой сделки - до 600 тыс. руб. Срок работ одинаковый. Результат приняли и оплатили более чем на 12 млн руб.
При оценке ситуации суд учел такие обстоятельства:
- идентичный предмет и период заключения контрактов, единая цель;
- непрерывность работ, применение одинаковых методик и технологий;
- искусственность дробления, т.е. отсутствие разумных оснований разбивать весь объем работ на отдельные сделки.
Также суд обязал подрядчика вернуть деньги, поскольку он не мог не знать, что выполняет ремонт без законного основания - единого контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры.
АС Уральского округа же не увидел дробления закупки, хотя школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии.
Суд решил, что спорные товары нельзя считать идентичными или однородными, поскольку у них разные предметные области. Также продукция отличалась по составу, функционалу, техническим характеристикам и др. Она не состояла из схожих компонентов, которые могли бы выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Кроме того, закупка лабораторий не была направлена на достижение единого результата.
Режим повышенной готовности могут посчитать недостаточным основанием для проведения экстренной закупки
ВС РФ согласился с судами, которые признали недействительным контракт на услуги зимнего содержания объектов благоустройства. Суды отклонили ссылку заказчика на неблагоприятные метеоусловия и не приняли его доводы о действии на момент заключения контракта режима повышенной готовности.
Суды отметили: данный режим не доказывает чрезвычайность обстоятельств и не отменяет необходимость проводить конкурентные процедуры. Сама по себе потребность заказчика в спорных услугах не означает, что сторонам нужно срочно вступить в договорные отношения. Сложные погодные условия возникают ежегодно.
АС Восточно-Сибирского округа, напротив, встал в похожем споре на сторону заказчика. Суд поддержал довод о введении режима повышенной готовности и согласился, что срочную закупку угля провели из-за отсутствия нормативного запаса топлива в котельных.
При заключении прямых контрактов с организациями УИС нужно следить за личным исполнением
Заказчик заключил несколько контрактов на строительно-монтажные работы с организацией УИС как с единственным подрядчиком.
Башкортостанское УФАС увидело в этом ограничение конкуренции:
- по Закону N 44-ФЗ исполнять обязанности по контракту организация УИС обязана лично. Однако в контрактах стороны согласовали условие о возможности подрядчика выполнить работы самому либо с привлечением других лиц. Позднее объемы передали на субподряд. Их выполнили по более низкой цене;
- заказчику следовало контролировать ход работ. Так, он должен был владеть информацией, какие лица работают на объекте.
Московское УФАС при сходных обстоятельствах решило, что заказчик выбрал неверный способ закупки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК ДЛЯ ГОСЗАКУПОК ЛЕКАРСТВ: МИНЗДРАВ И ФАС РАЗЪЯСНИЛИ ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА
Ведомства напомнили, что при определении цены (начальной цены) единицы лекарства заказчикам не стоит использовать информацию о препаратах, у которых:
- нет сведений о вводе в оборот в РФ (по данным сервиса Росздравнадзора);
- истек срок годности с даты последнего ввода в оборот в РФ (по данным госреестра лекарств).
Также при расчете НМЦК рекомендуется проверять вступившие в силу решения ФАС или арбитражных судов о незаконном введении воспроизведенного препарата в гражданский оборот при наличии действующего патента оригинального лекарства.
Документ: Письмо ФАС России N ТН/61566/25, Минздрава России N 25-7/и/2-13136 от 02.07.2025
Рекомендуем: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
ГОСЗАКАЗЧИКИ БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ В РЕЕСТР КОНТРАКТОВ БОЛЬШЕ ДАННЫХ ОБ ЭКСТРЕННЫХ ЗАКУПКАХ: ПРОЕКТ МИНФИНА
Заказчиков, которые проводят экстренные закупки у единственного поставщика, обяжут указывать в реестре контрактов основание для закупки. Нужно будет выбрать одно из таких значений (пп. "а" п. 2 проекта изменений):
- необходимость оказания медпомощи в неотложной или экстренной форме;
- авария;
- предупреждение ЧС (при введении режима повышенной готовности);
- ликвидация ЧС;
- оказание гуманитарной помощи;
- иные обстоятельства непреодолимой силы.
Новшество может заработать с 1 января 2026 года (п. 2 проекта постановления).
Планируют и другие изменения. Общественное обсуждение инициативы завершится 24 июля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: МИНФИН ПОЯСНИЛ НЮАНСЫ РАНЖИРОВАНИЯ ЗАЯВОК И НЕПРИМЕНЕНИЯ ЗАПРЕТА В ГОСЗАКУПКАХ
Ведомство сообщило: если после предоставления преимущества минимальные ценовые предложения участников, подавших и не подавших их, оказались равны, меньший порядковый номер присвоят заявке участника, который подал предложение раньше других. Для заявок без ценовых предложений датой и временем подачи предложения следует считать дату и время подачи заявки.
Также ведомство пояснило, что при совместной закупке ограничение по цене контракта, при которой защитную меру в виде запрета можно не устанавливать, применяют к цене каждого контракта отдельно, а не к сумме цен.
Документы:
Письмо Минфина России от 28.05.2025 N 24-06-06/52469
Письмо Минфина России от 25.06.2025 N 24-06-06/61858
ШТРАФ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП ПО КОАП РФ НЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТКАЗА ОТ КОНТРАКТА, СОГЛАСИЛСЯ ВС РФ
В период исполнения контракта подрядчика оштрафовали за незаконное вознаграждение от юрлица. Заказчик вынужденно отказался от сделки, поскольку по Закону N 44-ФЗ привлечение к ответственности за такое нарушение – это повод не допускать участника к закупке.
Суды признали односторонний отказ недействительным. Подрядчика наказали уже при исполнении контракта. Это не отменяет того, что на даты подачи заявки, определения победителя и заключения сделки контрагент соответствовал единым требованиям.
ВС РФ вывод судов поддержал.
Документ: Определение ВС РФ от 03.07.2025 N 302-ЭС25-5828
ЛИШНЕЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ НА МЕДИЗДЕЛИЕ НЕ ПОВОД, ЧТОБЫ ОТКЛОНЯТЬ ЗАЯВКУ УЧАСТНИКА ГОСЗАКУПКИ, РЕШИЛ СУД
Заказчик закупал медизделие. Заявку одного из участников отклонили из-за недостоверных сведений. Он представил 2 регистрационных удостоверения: одно – на товар, который соответствует предмету закупки, другое – на продукцию с иными характеристиками.
Контролеры и суды трех инстанций не согласились с отклонением:
- среди удостоверений было одно надлежащее. Однако заказчик ограничился анализом только неверного удостоверения. Это формальный подход. Документы из заявки нельзя оценивать избирательно;
- то, что участник по ошибке направил лишнее удостоверение, не означает, что он представил недостоверную информацию. Это не могло привести к поставке медизделия, которое не отвечает условиям закупки, так как наименование товара в заявке было верным.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2025 по делу N А70-15895/2024
РНКБ БАНК (ПАО) ИСКЛЮЧЕН ИЗ ПЕРЕЧНЯ БАНКОВ, НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В КОТОРЫХ ВНОСЯТСЯ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ N 44-ФЗ
Соответствующее изменение внесено в перечень банков, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 г. N 1451-р.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2025 N 1865-р
КОНСУЛЬТАЦИИ, СТАТЬИ
- Вопрос: О применении общественным движением законодательства в сфере закупок при расходовании средств гранта, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета. (Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 02-08-12/49320)
- Вопрос: Можно ли при осуществлении закупки одновременно установить преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ) и для СМП, СОНКО (по ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Вопрос: Можно ли заключить контракт со вторым участником конкурентной процедуры, если контракт с победителем был частично исполнен, а затем расторгнут по соглашению сторон? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ (Кравцов А.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Вопрос: Можно ли уменьшить обеспечение исполнения контракта по ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, если в контракте не выделены отдельные этапы его исполнения? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Статья: Товары, поставляемые в работах и услугах по Закону N 223-ФЗ (Альбицкий П.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Статья: О правилах выбора применимой "защитной меры" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (Гурин О., Созаева Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)
- Вопрос: Вправе ли заказчик при закупке охранных услуг устанавливать в описании объекта закупки требования к деталям форменной одежды сотрудников исполнителя (охранников)? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)
- Статья: О закупках услуг по осуществлению строительного контроля (Гурин О.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)
- Статья: Практика применения обновленных дополнительных требований к участникам закупок на оказание услуг общественного питания и поставку продуктов (Гурин О., Созаева Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)
- Вопрос: При подведении итогов электронного аукциона выяснилось, что операции по счету победителя приостановлены. Является ли это основанием для отклонения заявки? ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)
- Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний (Батраков Ю.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)
- Статья: Обзор практики применения норм о национальном режиме в закупках по Закону N 223-ФЗ (Исютин-Федотков Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)
- Статья: О совокупном количестве баллов в реестровой записи, подтверждающей российское происхождение товара (Гурин О., Созаева Д.) ("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2025 N 305-ЭС25-5578 по делу N А40-41666/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения антимонопольного органа о признании заказчиков аукционов нарушившими требования антимонопольного законодательства.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку доводы о неверном применении судами норм права и признании права заявителя на получение преимуществ отсутствующим, о том, что региональные общественные организации инвалидов являются частью многоуровневой структуры общероссийского общественного объединения, заслуживают внимания.
Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2025 N 301-ЭС25-3864 по делу N А43-11151/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку размещенный заказчиком проект контракта ущемляет права потенциальных участников закупки, так как обязанность по монтажу оборудования носит для поставщика безусловный характер, а вопрос о подготовке помещения заказчик в спорном проекте не разрешил.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2025 N 305-ЭС25-3605 по делу N А40-74196/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как представленный заявителем в составе заявки договор субподряда не подтверждает наличие у него сопоставимого опыта, который необходим для участия в конкурсе.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
- Минздрав и ФАС: Определение НМЦК для госзакупок лекарств: особенности расчета
- Минфин: Национальный режим: нюансы ранжирования заявок и неприменения запрета в госзакупках
- Минфин: проект: госзаказчики будут включать в реестр контрактов больше данных об экстренных закупках
- ВС РФ: штраф за коммерческий подкуп по КоАП РФ не основание для отказа от контракта
- Вопрос: Можно ли заключить контракт со вторым участником конкурентной процедуры, если контракт с победителем был частично исполнен, а затем расторгнут по соглашению сторон?
- Вопрос: Можно ли уменьшить обеспечение исполнения контракта по ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, если в контракте не выделены отдельные этапы его исполнения?
- Вопрос: Нужно ли устанавливать ограничение в соответствии с ПП РФ N 1875 при закупке перчаток латексных, поз. КТРУ 22.19.60.119-00000002?
- Вопрос: При подведении итогов электронного аукциона выяснилось, что операции по счету победителя приостановлены. Является ли это основанием для отклонения заявки?
- Статья: О совокупном количестве баллов в реестровой записи, подтверждающей российское происхождение товара
- Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
- Статья: Товары, поставляемые в работах и услугах по Закону N 223-ФЗ (Альбицкий П.)
Гособоронзаказ
ВС РФ: ТИПОВОЙ КОНТРАКТ МИНЗДРАВА ОБЯЗАТЕЛЕН ДАЖЕ ПРИ ГОСОБОРОНЗАКАЗЕ
Верховный Суд подтвердил обязательность применения типового контракта Минздрава при закупке медицинских изделий по 44-ФЗ, даже если закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Федеральное казенное учреждение МВД оспаривало решение УФАС по Нижегородской области, признавшее незаконным проект контракта на поставку флюороскопической рентгеновской системы. Контракт был размещён без обязательных условий, предусмотренных типовым контрактом, утверждённым приказом Минздрава № 724н. В частности, отсутствовали положения об обязанности заказчика подготовить помещение для установки оборудования.
Учреждение ссылалось на подпункт «г» пункта 2 Информационной карты типового контракта, согласно которому «иные показатели» не применяются при закупках в рамках гособоронзаказа. На этом основании заказчик посчитал, что сам типовой контракт применять не нужно.
Суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, с этой позицией не согласились. Как указано в определении ВС РФ от 10 июля 2025 года № 301-ЭС25-3864, исключение касается только дополнительных показателей, но не освобождает от применения типового контракта в целом, если его положения не противоречат законодательству о ГОЗ. Иначе нарушается часть 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, а также искажается предмет закупки.
Таким образом, Верховный суд подчеркнул:
даже в рамках гособоронзаказа необходимо применять положения типового контракта Минздрава – в той части, которая не противоречит специальным нормам о ГОЗ.
Документ: Определение ВС РФ от 10.07.2025 № 301-ЭС25-3864 по делу № А43-11151/2024
Подробности: https://gkgz.ru/vs-rf-tipovoj-kontrakt-minzdrava-obyazatelen-dazhe-pri-gosoboronzakaze/
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Требование: О взыскании неустойки по государственному контракту на выполнение работ.
Обстоятельства: Заказчик указывает на нарушение интересов государства при выполнении государственного оборонного заказа.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заказчиком не представлены сведения, подтверждающие достоверность выводов внесудебного заключения, а также уровень подготовленности проводившего его специалиста (эксперта), в том числе сведения об образовании, профессиональной квалификации и опыте специалиста (эксперта) в соответствующей области.
Требование: О признании незаконным представления антимонопольного органа.
Обстоятельства: Начальник производства общества был привлечен к административной ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Антимонопольный орган вынес представление, которым обязал общество разработать и принять меры по контролю за выполнением условий контрактов, заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа, и по предупреждению их нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что оспариваемое представление было вынесено в связи с производством по делу об административном правонарушении на основании обстоятельств, указанных в постановлении, которое отменено.



