До 2030 года действует так называемый «проверочный мораторий». В этот период не проводятся плановые проверки большинства организаций и ИП, за исключением предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, и видов проверок вне рамок №248-ФЗ.
На контрольные мероприятия, проводимые налоговой инспекцией, мораторий также не распространяется. Исключение составляют аккредитованные IT-компании, в отношении которых налоговые органы до 3 марта 2025 г. включительно не назначают и не проводят выездные проверки. Это означает, что для большинства организаций и ИП не установлено ограничений на проведение проверок. При этом эксперты Минэкономразвития в Письме от 22.03.2022 N ОГ-Д24-1876 отметили, что мораторий никак не ограничивает и проведение контрольно-надзорных мероприятий, которые проходят без взаимодействия с контролируемыми лицами, в том числе запрос пояснений.
Почему это важно? Для отбора на проверку налоговые органы анализируют всю имеющуюся информацию о налогоплательщике. В первую очередь в план включат тех, кто участвует в схемах по уходу от налогов, и тех, у кого предположительно есть налоговые нарушения. Таких критериев 12, они приведены в Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" {КонсультантПлюс} и применяются и к организациям, и к ИП.
Однако на практике включить в план могут любую организацию или ИП, чья деятельность покажется сомнительной. Так, среди критериев, по которым предприятие может самостоятельно определить вероятность проведения проверки или запроса пояснений, есть показатель «отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период», характеризующий превышение «безопасной» доли вычетов: