Современная политика государства нацелена на расширение свободы предпринимательства и улучшение работы контролирующих органов. Одним из способов достижения этих целей является использование риск-ориентированного подхода при проведении государственного контроля.
Проводимая государственная политика предполагает, что все участники рынка добросовестно соблюдают обязательные требования, а она лишь стимулирует выполнение этих требований, сосредотачиваясь на проверке тех, кто требования не выполняет.
В частности, согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Применение риск-ориентированного подхода по сути является реализацией указанного принципа.
Согласно Закону о защите прав предпринимателей при госконтроле, риск-ориентированный подход - это метод государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности мероприятий по контролю и профилактике нарушений обязательных требований осуществляется на основе определения категории риска или опасности деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и/или используемых ими производственных объектов в соответствии с Законом.
Соответствующие категории опасности и риска устанавливаются с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований (ч. 3 ст. 8.1 данного Закона).
К примеру, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и Приложение к нему - Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к определенной категории риска (далее - Критерии).
В п. 1 Критериев установлено подразделение критериев риска на уровни: