Образование
-

Правительство установит перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, научных специальностей, по которым определяется предельное количество мест для приема на платное обучение, а также порядок и сроки определения предельного количества таких мест.

Кроме этого, Правительство сможет утверждать перечень приоритетных специальностей и направлений подготовки, для обучения по которым будет оказываться государственная поддержка образовательного кредитования.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 114-ФЗ

В данный перечень включены также дети военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

На указанных лиц распространяется порядок приема на обучение, установленный в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в части приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета в пределах отдельной квоты.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 103-ФЗ

Национальные рейтинги представляют собой балльную оценку образовательных организаций, соответствующую уровню востребованности их выпускников на рынке труда.

Оператором национальных рейтингов является Роструд.

Проекты национальных рейтингов формируются оператором на основе 2 показателей:

медианная заработная плата выпускников образовательных организаций через 2 года после завершения обучения по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования или образовательным программам среднего профессионального образования;

уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций через 2 года после завершения обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам.

Данные проектов национальных рейтингов рассчитываются в соответствии с методикой расчета национальных рейтингов, утверждаемой Правительством РФ.

ДокументПостановление Правительства РФ от 15.05.2025 N 651

Реализован Федеральный закон от 01.04.2025 N 40-ФЗ "О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования".

Основными задачами мониторинга и оценки итогов проведения эксперимента являются в том числе:

сбор, анализ и обобщение информации о проведении эксперимента в гг. Москве, Санкт-Петербурге и в Липецкой области;

оценка степени достижения цели эксперимента - предоставление дополнительных возможностей лицам, освоившим образовательные программы основного общего образования, для получения среднего профессионального образования, а также удовлетворение потребности рынка труда субъектов РФ, участвующих в эксперименте, в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.

ДокументПостановление Правительства РФ от 17.05.2025 N 678

В частности, в новой редакции изложена форма направления сведений, информации и документов о научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе гражданского назначения, к выполнению которой субъекты научной и (или) научно-технической деятельности и субъекты инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности приступили в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 2 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327.

ДокументПриказ Минобрнауки России от 16.04.2025 N 349

Методические рекомендации содержат описание особенностей процессов сбора, обобщения и расчета показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам СПО, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (далее - НОКО), и предназначены для использования исполнительными органами субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, региональными/муниципальными Общественными советами по проведению НОКО при уполномоченных органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также организациями-операторами.

Перечень показателей НОКО и порядок их расчета являются едиными и универсальными для проведения НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Документ: <Письмо> Минпросвещения России от 05.05.2025 N 02-261

Информация для проведения мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях и их филиалах, реализующих образовательные программы СПО, предоставляется по форме N СПО-Мониторинг в электронном виде в личном кабинете образовательной организации по адресу https://stat.ficto.ru.

Доступ к заполнению формы в личном кабинете образовательной организации откроется после 2 июня 2025 года.

Документ: <Письмо> Минпросвещения России от 19.05.2025 N ВЖ-400/05

Респондентами по форме N СПО-Мониторинг являются юридические лица, реализующие образовательные программы СПО, всех форм собственности и ведомственной принадлежности: профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования.

Сведения по указанной форме не заполняют образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, указанные в статье 81 Закона об образовании.

При наличии у образовательной организации обособленных подразделений (филиалов) форма заполняется как по каждому обособленному подразделению отдельно, так и по образовательной организации без этих обособленных подразделений.

Документ: "Методические указания по заполнению формы "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, за 2024/2025 уч. г. (форма N СПО-Мониторинг)" (утв. Минпросвещения России 16.05.2025 N ВЖ-385/05)

Письмом направлен порядок участия в указанном отборе, которым определены основные даты, условия стипендиального обеспечения, требования, предъявляемые к кандидатам российской и вьетнамской сторонами, порядок представления документов.

Сообщается, что в рамках плана приема на 2025/2026 учебный год утверждено 75 квотных мест: 30 мест по программам высшего образования - программам бакалавриата, программам магистратуры, программам аспирантуры (докторантуры); 30 мест по программе языковой стажировки по вьетнамскому языку продолжительностью от 3 до 10 месяцев; 15 мест по программе повышения квалификации для преподавателей вьетнамского языка продолжительностью от 3 до 10 месяцев.

Программа покрывает расходы на обучение, проживание, участники также получают ежемесячную стипендию в течение всего периода обучения.

Обучение реализуется на вьетнамском языке. Для кандидатов, владеющих вьетнамским языком на начальном уровне или не владеющих им, предусмотрена возможность прохождения обучения на подготовительном курсе продолжительностью 1 год.

Документ: <Письмо> Минобрнауки России от 16.05.2025 N МН-12/1246

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

ДокументПриказ АНО НАРК от 19.05.2025 N 66/25-ПР

В письме отмечено, в частности, что согласно ФГОС по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных образовательной программой, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. ФГОС высшего образования также могут быть установлены требования к минимально необходимому для реализации образовательной программы перечню материально-технического обеспечения, который включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий.

Таким образом, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования регламентируется образовательными стандартами, а также иными государственными и местными нормами и требованиями.

Документ: <Письмо> Минобрнауки России от 04.03.2025 N 7/841-О

Документ устанавливает порядок приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года.

Утратят силу приказ Минздрава от 11 мая 2017 года N 212н, регулирующий аналогичные правоотношения, и изменяющие его акты.

ДокументПриказ Минздрава России от 14.04.2025 N 200н

Методические рекомендации содержат алгоритмы действий педагога-психолога (психолога в сфере образования): в случае выявления суицидального риска среди обучающихся; при организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающегося в ситуации совершения им суицидальных действий; в случае выявления в образовательной организации травли; в ситуации оказания экстренной и кризисной психологической помощи обучающемуся в случае гибели близких и родственников; при планировании и осуществлении мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося при проживании утраты близкого.

Материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), социальных педагогов, классных руководителей, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Документ: <Письмо> Минпросвещения России от 10.04.2025 N 07-1613

Так, рекомендовано считать целесообразным создание диссертационного совета на базе образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования либо научной организации, где соискателем ученой степени выполнялась диссертация, для защиты такой диссертации ("разовый" диссертационный совет) только по тем научным специальностям и отраслям науки, по которым на момент подачи организацией ходатайства на создание "разового" диссертационного совета диссертационные советы, создаваемые приказами Минобрнауки, отсутствуют.

В приложениях к документу приводятся перечень научных специальностей, по которым отсутствуют диссертационные советы, созданные приказами Минобрнауки, в рамках всех предусмотренных для этих специальностей отраслей науки, а также перечень научных специальностей, по которым отсутствуют диссертационные советы, созданные приказами Минобрнауки, в рамках некоторых предусмотренных для этих специальностей отраслей науки.

ДокументРекомендация Президиума ВАК при Минобрнауки России от 18.04.2025 N 12/6

Личный кабинет
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *