Ветеринарные правила устанавливают требования к условиям содержания птицы в целях ее разведения и выращивания, а также к осуществлению мероприятий по карантинированию птицы, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям птицы, содержащейся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями и учреждениями уголовно-исправительной системы, а также иными организациями и учреждениями, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в качестве юридического лица.
Признаются утратившими силу приказы Минсельхоза России от 3 апреля 2006 г. NN 103 и 104 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа" и "Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках)" соответственно.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Документ: Приказ Минсельхоза России от 26.03.2025 N 188
В частности, на Министерство возложены функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития зернового комплекса РФ, определению по согласованию с национальным органом по аккредитации формы заключения о наличии (об отсутствии) в семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов, установлению порядка уничтожения семян сельскохозяйственных растений, в которых выявлено наличие генно-инженерно-модифицированных организмов, собственником и (или) владельцем таких семян сельскохозяйственных растений, реализации функции заказчика и оператора Единой федеральной государственной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, в том числе правомочия обладателя информации, обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые содержатся в указанной информационной системе.
Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 7 дней со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2026 г.
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 N 535
Признается утратившим силу с 1 июля 2025 г. аналогичный приказ Минсельхоза России от 30 марта 2024 г. N 177.
Документ: Приказ Минсельхоза России от 18.03.2025 N 158
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2025 N 306-ЭС25-2167 по делу N А06-1146/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным соглашения о смене главы крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), об обязании исключить из ЕГРЮЛ внесенные изменения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общим собранием КФХ было принято решение о выходе истцов из членства КФХ; смена главы КФХ признана законной.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Требование: О взыскании убытков, связанных с оплатой услуг по устранению последствий массового падежа крупного рогатого скота (КРС).
Обстоятельства: На территории общества допущен массовый падеж КРС по причине ненадлежащих условий содержания. Ввиду неисполнения обществом требований об утилизации трупов КРС муниципалитет оплатил оказанные третьим лицом услуги по сбору, взвешиванию, транспортировке и обезвреживанию биологических отходов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт принадлежности павших сельскохозяйственных животных обществу, подтверждено несение муниципалитетом расходов по уничтожению погибшего скота.
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду образуемого земельного участка, обязании опубликовать информацию о предварительном согласовании предоставления участка.
Обстоятельства: Отказ департамента имущественных отношений мотивирован тем, что площадь участка превышает предельно допустимый для деятельности КФХ размер.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ограничение по площади участка применяется только в процедуре предоставления его без торгов. На департамент имущественных отношений возложена обязанность совершить действия, предусмотренные ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в зависимости от поступления (непоступления) соответствующих заявлений от иных лиц.
Основанием для контрольных мероприятий станет то, что хозсубъект – участник сделки с древесиной и продукцией ее переработки не внес во ФГИС ЛК (до 2025 года – ЛесЕГАИС) сведения о местах и пунктах хранения этих материалов. Приказ вступит в силу 27 апреля 2025 года.
Новый индикатор заменит действующий, который перестанут применять с указанной даты. Речь идет о случаях, когда по данным информсистемы объем древесины, проданной за последние 3 календарных года, выше суммарного объема заготовленной и приобретенной за тот же период. Отмена индикатора связана с его низкой эффективностью (менее 75%).
Напомним, после вывоза древесины из лесосеки ее можно хранить только на учтенных в лесном госреестре складах, которые соответствуют требованиям. Несоблюдение этих правил влечет штраф: от 100 тыс. до 200 тыс. руб. – для юрлиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – для ИП, от 25 тыс. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц.
В числе таких мер, в частности:
прочистка просек, противопожарных разрывов, противопожарных минерализованных полос и их обновление;
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ;
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;
создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Документ: Постановление Правительства РФ от 22.04.2025 N 526
Утратит силу аналогичный приказ Минприроды России от 29.05.2017 N 264.
Документ: Приказ Минприроды России от 27.03.2025 N 142
Реализованы федеральные законы от 26.12.2024 N 491-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и от 26.12.2024 N 492-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации".
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 N 534
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2025 N 304-ЭС24-3145 по делу N А81-13540/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы арендодателя о том, что при регулировании лесных отношений, связанных с оборотом лесных участков, приоритет имеют нормы Лесного кодекса РФ, при этом право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды лесных участков другим лицам только с согласия арендодателя закреплено во всех утвержденных типовых формах договоров аренды лесного участка.
Требование: О признании незаконным отказа принять из аренды лесной участок.
Обстоятельства: Договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых признан недействительным. Уполномоченный орган в сфере лесного комплекса отказал в приемке участка со ссылкой на наличие на нем добытого обществом песка и невыполнение рекультивации нарушенных земель.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку признание судом договора недействительным не освобождает общество от осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, что является составной частью их использования, не доказано, что на момент оспариваемого отказа участок освобожден от песка.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2025 N Ф09-360/25 по делу N А60-4933/2024
Требование: О возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев.
Обстоятельства: Указано, что арендатор лесного участка совершил на данном участке рубку с превышением эксплуатационной площади.
Решение: Требование удовлетворено, так как факт незаконной рубки леса подтвержден, порядок проведения осмотра лесосеки не нарушен, расчет размера ущерба верен.
Требование: О признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендатор утверждает, что арендодатель ввел его в заблуждение, не указал в извещении о проведении аукциона достоверных сведений о предмете аукциона и сведений об объеме лесных ресурсов, подлежащих изъятию.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства, свидетельствующие о недобросовестности арендодателя при заключении договора, не представлены; финансовые затруднения, возникшие у арендатора при исполнении договора аренды лесного участка, не являются основанием для признания оспариваемых торгов недействительными.
Требование: О взыскании долга по договору аренды лесного участка, пеней.
Обстоятельства: Требование о погашении долга оставлено без удовлетворения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку арендодатель не исполнил в полном объеме предусмотренное договором встречное обязательство по предоставлению ответчику для заготовки поврежденных и погибших лесных насаждений с ликвидным запасом, в том числе по твердолиственному хозяйству; ответчик фактически не использовал арендованный участок по целевому назначению для заготовки древесины.