Здравоохранение
-

С 1 сентября 2025 года вступит в силу новый порядок, по которому определяют, позволяет ли состояние здоровья работника (поступающего на работу лица) выполнять отдельные виды работ. Этот документ немного отличается от действующего.

Для экспертизы профессиональной пригодности работник будет предоставлять в специализированную медорганизацию больше документов. В перечень добавили выписку из медкарты с результатами обязательного медосмотра, сведения о СНИЛС, полисе ОМС или ДМС.

Если медорганизация ведет электронный документооборот, то она сможет оформить электронное заключение о пригодности или непригодности без дублирования на бумаге. При этом должно отсутствовать заявление работника о ведении его меддокументации на бумаге.

В заключении среди прочего придется отражать:

  • информацию о документе, удостоверяющем личность работника, о СНИЛС, полисе ОМС или ДМС;
  • ИНН, ОГРН и адрес работодателя.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 25.03.2025 N 147н

Минздрав утвердил перечень сведений, которые клиники размещают на своих сайтах для независимой оценки качества услуг, а также требования к их форме и содержанию. Документ вступит в силу 1 сентября.

Новый перечень мало отличается от действующего. В частности, надо указать ОГРН (вместо даты госрегистрации) и информацию об аккредитации специалистов. Правила внутреннего распорядка размещать не нужно.

В требованиях к форме и содержанию сведений нет пункта о технических и программных средствах.

Напомним, независимую оценку проводят общественные советы (не чаще чем раз в год и не реже чем раз в 3 года).

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 13.03.2025 N 118н

Минздрав утвердил порядок возложения отдельных функций лечащего врача на фельдшера и акушера (акушерку). Правила применяют при первичной медико-санитарной и скорой помощи.

Документ вступит в силу 1 сентября 2025 года и заменит действующий. Выделим ряд изменений.

Первичная медико-санитарная помощь. Дополнили список подразделений, в которых функции лечащего врача можно возложить на фельдшера. В него вошли фельдшерский пункт, врачебная амбулатория и поликлиника. Пока в списке только фельдшерский здравпункт и фельдшерско-акушерский пункт.

В перечень врачей, чьи функции можно передать при нехватке или временном отсутствии специалистов, добавили гинеколога. Сейчас в перечне терапевты и педиатры (в т.ч. участковые), врачи общей практики.

Скорая помощь. Функции врача можно будет возложить только на фельдшера выездной бригады скорой помощи. Сейчас их можно передать и фельдшеру, и акушерке.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 27.03.2025 N 155н

1 сентября 2025 года вступит в силу новый перечень профзаболеваний. К нему приложили список злокачественных новообразований, связанных с воздействием химических веществ, физических и биологических факторов.

Выделим часть отличий нового перечня от действующего:

  • раздел I дополнили смешанной бронхиальной астмой (J45.8);
  • в раздел IV включили хронический ларингит (J37.0) при нагрузке на голосоречевой аппарат более 20 ч в неделю;
  • исключили прогрессирующую близорукость (Н52.1) от повышенного напряжения зрения.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 21.03.2025 N 141н

Методрекомендации по профилактике суицидов несовершеннолетних адресованы психиатрам, психотерапевтам, педиатрам, психологам, педагогам и др.

Профилактику предлагают проводить в 4 этапа:

  • 1-й этап – популяционное психообразование (лекции, видеоролики, памятки и буклеты для педагогов и родителей о симптомах психических расстройств у детей и т.п.);
  • 2-й этап – психолого-педагогический мониторинг и сопровождение. Скрининг проводят в образовательных организациях. По его итогам учащихся из "группы риска" могут направить к клиническому психологу для определения уровня депрессии и суицидального риска;
  • 3-й этап – медико-психологическая диагностика и коррекция. Нужно обеспечить возможность получить первичную психологическую и психотерапевтическую помощь не в психиатрической клинике, а в учреждении общемедицинской сети. Такую помощь могут оказать, в частности, клинические психологи в детских поликлиниках;
  • 4-й этап – специализированная медпомощь. Основной акцент рекомендуют делать на амбулаторное звено и дневные стационары, чтобы проводить лечение без отрыва от образовательного процесса.

Приложили памятки для педагогов о превенции самоубийств среди учащихся и факторах суицидального риска.

Подробнее в документе: Письмо Минздрава России от 28.03.2025 N 15-2/И/1-5938

Медпомощь при анафилактическом шоке надо оказывать по клиническим рекомендациям, которые разместили в рубрикаторе на сайте Минздрава 14 апреля. Выделим ряд отличий от версии 2020 года.

Дополнили пункт о консервативном лечении. В частности, беременную надо уложить на левый бок и обеспечить проходимость верхних дыхательных путей. Пациента с удушьем из-за бронхоспазма или ангиоотека верхних дыхательных путей нужно посадить. После введения эпинефрина рекомендуют внутривенно вводить растворы электролитов.

Привели факторы риска тяжелой, двухфазной и смертельной анафилаксии.

Изменили критерии оценки качества медпомощи.

Напомним, Минздрав пояснил: клинические рекомендации, которые опубликовали после 1 января 2025 года, применяются с даты размещения в рубрикаторе.

Подробнее в документе: Клинические рекомендации "Анафилактический шок" (одобрены Минздравом России)

Стороны договорились о поставке китайского аппарата УЗИ. В период исполнения контракта Росздравнадзор признал это медизделие недоброкачественным, поэтому сделку расторгли соглашением. В акте сверки взаимных расчетов отразили отсутствие денежных обязательств друг перед другом.

Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с контрагента неустойку за просрочку поставки. До расторжения контракта он направлял претензию, которую добровольно не удовлетворили.

Суды отказали в иске:

  • в соглашении о расторжении не указали претензии к контрагенту;
  • акт сверки взаимных расчетов оформили с нулевым конечным сальдо;
  • поставщик не виноват в срыве сделки. Поставка недоброкачественного оборудования привела бы к нарушению контракта и создала бы угрозу здоровью пациентов;
  • заказчик утратил интерес к обязательству. После расторжения контракта он заключил новую сделку на поставку аппарата УЗИ другой марки и модели.

Подробнее в документе: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.03.2025 по делу N А20-2486/2024

Медучреждение заключило договор на покупку роутера ценой 102 тыс. руб., когда лимит расходов на покупку оборудования за счет ОМС был 100 тыс. руб. Оплатили же роутер после повышения лимита до 400 тыс. руб.

Фонд посчитал такие расходы нецелевыми, однако суд с ним не согласился. Больница не нарушила условия договора. На момент оплаты у нее уже было право использовать увеличенный лимит.

Подробнее в документе: Постановление 16-го ААС от 31.03.2025 по делу N А20-4019/2024

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от контракта на поставку шовного материала, поскольку его поставили не полностью и с просрочкой. Сведения о поставщике включили в РНП.

Три инстанции не согласились с контролерами:

  • на исполнение обязательств повлияли санкции. Для товаров по контракту их ввели после его заключения. Ранее санкций на такую продукцию не было;
  • из письма представителя производителя следует, что из-за этих обстоятельств и логистических трудностей поставить шовный материал невозможно. Его отправку в РФ приостановили. Наличие санкций также подтвердили нотариальным переводом Регламента Совета Европы;
  • поставщик сообщил о причинах, которые мешали исполнить контракт, в день, когда заказчик направил заявку на товар. Он предлагал заменить продукцию российским аналогом, но заказчик ему не ответил.

Подробнее в документе: Постановление АС Московского округа от 03.04.2025 по делу N А40-22194/2024

Больница перечисляла молодым врачам единовременные и ежемесячные выплаты. Фонд доначислил на эти суммы взносы на травматизм, однако 11-й ААС с подходом проверяющих не согласился.

Деньги выплачивали за счет регионального бюджета. Выплаты должны были привлекать врачей к работе в государственном медучреждении, их перечисляли по региональному закону. Значит, их не облагают взносами.

Подробнее в документе: Постановление 11-го ААС от 09.04.2025 по делу N А72-13471/2024

Клиника оказывала медпомощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями по программе ОМС. Страховая компания провела экспертизу качества помощи и выявила, в частности, несоблюдение клинических рекомендаций (2 эпизода). ТФОМС подтвердил эти дефекты. Клиника обратилась в суд. Первая инстанция и апелляция ее поддержали.

По первому эпизоду фонд ссылался на клинические рекомендации 2020 года, по которым всем пациентам для подтверждения диагноза хронической сердечной недостаточности рекомендуют рутинные анализы. Среди них определение в крови активности щелочной фосфатазы и активности гамма-глютамилтрансферазы.

Суды отметили: данные исследования рекомендательные. Врачи учли истории болезней пациентов и сделали вывод, что спорные анализы им не нужны. Непроведение исследований не говорит о нарушении.

По второму эпизоду фонд утверждал, что после развития в период госпитализации повторного острого коронарного синдрома без подъема сегмента ST на ЭКГ больному не назначили двойную антитромбоцитарную терапию. Клинические рекомендации 2020 года предлагают ее продлить пациентам с высокой группой риска.

Суды указали, что по клиническим рекомендациям продление терапии должно регулярно пересматриваться. Решение принимает лечащий врач в зависимости от показаний и противопоказаний. В данном случае пациент имел сопутствующие заболевания и риск их обострения. Продление терапии могло ухудшить его состояние.

Подробнее в документе: Постановление 17-го ААС от 27.03.2025 по делу N А60-37556/2024

Правилами определяется порядок оказания помощи пострадавшему населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, от радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и террористических актов.

Основанием для организации и проведения медико-санитарных мероприятий является решение руководителя ФМБА России, принятое в соответствии с указанием (поручением) Президента РФ, Правительства РФ, или по обращению федеральных органов исполнительной власти либо руководителей субъектов РФ.

Организация и проведение медико-санитарных мероприятий осуществляется исходя из сложившейся обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций и на прилегающих к ним территориях, а также масштабов и последствий таких чрезвычайных ситуаций.

Подробнее в документе: Приказ ФМБА России от 26.11.2024 N 236 "Об утверждении Порядка организации и проведения медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами"

Сообщается, что при проведении летней оздоровительной кампании 2025 года уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей необходимо, в частности:

  • проработать вопросы оказания региональных мер поддержки организациям отдыха детей и их оздоровления вне зависимости от форм собственности;
  • принять меры по недопущению перепрофилирования детских лагерей всех форм собственности;
  • рассмотреть возможность увеличения количества мест в стационарных загородных организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе путем строительства новых объектов;
  • разработать особый механизм субсидирования малообеспеченных, многодетных и неполных семей, а также семей участников СВО и семей с детьми-инвалидами в части проезда детей к местам отдыха и оздоровления и обратно;
  • увеличить финансирование в 2025 году и в последующие годы оздоровительной кампании детей участников СВО;
  • обеспечить утверждение примерной структуры официального сайта организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формата предоставления информации;
  • обеспечить формирование программ подготовки вожатых в соответствии с рекомендованными структурой и содержанием программы профессионального обучения по должности "вожатый";
  • продолжать организацию работы "горячих линий" по вопросам детского отдыха.

Подробнее в документе: <Письмо> Минпросвещения России от 02.04.2025 N АБ-1204/06 "О направлении информации"

Сообщается, что в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" содержание кофеина в безалкогольных тонизирующих напитках должно быть не менее 0,151 мг/см3 и не более 0,4 мг/см3. На основании пункта 5 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л (0,150 мг/дм3), должны маркироваться надписью "Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией".

Таким образом, при отнесении безалкогольных напитков (в том числе пепси, кола и другие) к тонизирующим, попадающим в соответствии с действующим законодательством под запрет продажи несовершеннолетним лицам, необходимо руководствоваться сведениями о содержании кофеина и других тонизирующих веществ, указанных на потребительской упаковке.

Подробнее в документе: <Письмо> Роспотребнадзора от 10.04.2025 N 09-5220-2025-05 "О предоставлении разъяснений"

Ведомство предлагает увеличить срок действия номенклатуры фарм- и медработников до 1 марта 2027 года. Сейчас он ограничен 1 сентября 2025 года. С этой даты могла бы вступить в силу обновленная номенклатура, но ее проект пока не приняли.

Подробнее в документе: Проект приказа Минздрава России

Правительство утвердило перечни медицинских показаний, противопоказаний и ограничений к управлению транспортом. Они вступят в силу 1 сентября и заменят действующие.

Изменили только список противопоказаний:

  • к психическим расстройствам добавили общие расстройства психологического развития (F84);
  • уточнили болезни глаза – ахроматопсию (H53.51) заменили на аномалии цветового зрения (H53.5).

Подробнее в документе: Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2025 N 892-р

Дополнительно:

С 1 сентября 2025 года признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" Постановление Правительства РФ от 16.04.2025 N 502 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Личный кабинет
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *