Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации очагов сапа, предотвращению его возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и карантина, и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минсельхоза России от 28 июня 2017 г. N 311.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Документ: Приказ Минсельхоза России от 04.03.2025 N 118
Приводятся в числе прочего порядок заключения соглашений о повышении конкурентоспособности, форма соглашения, а также рекомендуемые образцы необходимых документов.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минсельхоза России от 15 августа 2023 г. N 684.
Документ: Приказ Минсельхоза России от 07.02.2025 N 70
Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2025 N 308-ЭС23-14036 по делу N А32-20191/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации от полученных КФХ доходов, соответствующей долям его членов.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку размер компенсации определен судебной экспертизой, которой установлен доход КФХ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании заключить договор аренды.
Обстоятельства: Крестьянское (фермерское) хозяйство указало, что земельный участок находится в его фактическом пользовании, но в заключении договора аренды ему отказано ввиду превышения предельной площади участка, возможной к предоставлению без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не подтверждено добросовестное фактическое использование испрашиваемого участка, площадь участка не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без торгов.
Требование: О признании незаконным решения управления Росреестра, обязании произвести государственную регистрацию прав по соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды части земельного участка.
Обстоятельства: Оспариваемым актом предпринимателю отказано в государственной регистрации прав по соглашению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок никогда не предоставлялся в аренду предпринимателю как гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для деятельности такого хозяйства. Какие-либо иные ограничения для передачи предпринимателем (арендатором) прав и обязанностей по договору не установлены.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.04.2025 N Ф10-371/2025 по делу N А23-2798/2024
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является лицом, арендующим земельный участок, в связи с чем не имеет права на его приобретение без проведения торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент первоначальной подачи главой крестьянского (фермерского) хозяйства заявления закон предусматривал возможность продажи гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам земель для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Требование: О признании недействительным договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, аннулировании записи в ЕГРН.
Обстоятельства: Члены кооператива полагали, что договор заключен с нарушением порядка, предусмотренного ст. 38 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и направлен на причинение им вреда.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствуют доказательства одобрения сделки общим собранием членов кооператива и уведомления их надлежащим образом о состоявшейся уступке права аренды спорного участка.
Требование: О взыскании страхового возмещения в порядке суброгации.
Обстоятельства: Подразделение общества признано эпизоотическим очагом африканской чумы свиней (АЧС), введен карантин, произведено отчуждение всего поголовья.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие грубой неосторожности в действиях общества, которое при наличии оснований на подозрение АЧС осуществило выпуск в оборот продукции свиноводства в нарушение законодательного запрета.
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании заключить договор аренды без проведения торгов, взыскании судебной неустойки.
Обстоятельства: Оспариваемым решением в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с тем, что в пределах земельного участка расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку общество является участником государственной программы поддержки развития сельского хозяйства и имеет право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Минприроды утвердило перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых запрещена. Он начнет действовать 1 сентября 2025 года. Такой подход позволит сохранить биологическое разнообразие.
Утвержденный перечень содержит позиции, аналогичные тем, которые есть в нынешнем списке. Оценивать выполнение требований последнего и привлекать к административной ответственности за их нарушение допускается только до осени текущего года. В связи с этим потребовалось принять новый перечень. С помощью него контролирующие органы продолжат проверять, соблюдают ли лесопользователи запрет на заготовку древесины редких пород деревьев и кустарников.
Напомним, за нарушение запрета юрлицам грозит штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., а ИП – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Обновлен также Перечень случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.
Утратит силу аналогичный приказ Минприроды России от 12.12.2017 N 661.
Документ: Приказ Минприроды России от 17.03.2025 N 105
Приведены форма отчета, порядок его представления и фиксации информации, включаемой в отчет, а также требования к формату отчета в электронной форме.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минприроды России от 21 августа 2017 г. N 452.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Документ: Приказ Минприроды России от 18.03.2025 N 112
Приведены форма отчета, порядок его представления и фиксации информации, включаемой в отчет, а также требования к формату отчета в электронной форме.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минприроды России от 21 августа 2017 г. N 451.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Документ: Приказ Минприроды России от 19.03.2025 N 115
Приведены формы отчетов, порядок их представления, требования к форматам в электронной форме.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минприроды России от 9 марта 2017 г. N 78.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Документ: Приказ Минприроды России от 18.03.2025 N 111
Внесенными изменениями, в частности:
- скорректирован перечень сведений, которые должны быть отражены в заявке инвестора на реализацию инвестиционного проекта;
- закреплена возможность направления инвестором в заинтересованный орган заявки, необходимых документов и сведений через Единый портал госуслуг;
- дополнены основания для отказа в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта и во внесении изменений в состав сведений об инвестиционном проекте.
Также закрепляется обязательство инвестора по переработке лесных ресурсов, предусмотренных схемой использования в технологическом процессе заготовленной ликвидной древесины (баланс сырья), содержащейся в концепции инвестиционного проекта, в следующем объеме: с 1 сентября 2025 г. - 50 процентов, с 1 января 2026 г. - 70 процентов, с 1 января 2027 г. - 80 процентов. Указанное обязательство распространяется на инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса с 1 сентября 2025 года.
Предусмотрены и иные изменения.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 09.04.2025 N 467





