Здравоохранение
-

С 23 февраля поводов для внеплановой проверки в рамках санэпиднадзора станет больше. В перечень индикаторов риска включили:

  • организацию отдыха и оздоровления детей при отсутствии в спецреестре данных о компании или объекте. Информацию могут получить из рекламы и других источников;
  • рост острых кишечных инфекций в муниципальном образовании на 20% за неделю по сравнению с предыдущей (не менее 3 новых случаев). Фактор передачи (пищевая продукция, питьевая вода) должен быть общим.

Напомним, перечень действует до 1 сентября 2025 года. В нем есть индикатор для медорганизаций – рост на 30% инфекции, связанной с оказанием медпомощи. Сравнивают данные за текущий месяц и средний показатель за предыдущие полгода.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 24.10.2024 N 569н

При подготовке отчета N 62 за 2024 год нужно учесть ряд правил, которых нет в указаниях по заполнению формы. В частности, второй этап диспансеризации отражают в строках 26 - 27 раздела II и в строке 3 раздела III.

Государственные и муниципальные организации, а также клиники, которые оказывают помощь по программе госгарантий, заполняют отчет в системе мониторинга и ресурсного обеспечения.

Федеральным клиникам нужно представить:

  • целевые значения критериев доступности медпомощи (приложение N 1.1);
  • объемы и стоимость медпомощи городским и сельским жителям (приложение N 2);
  • показатели по специализированной медпомощи иностранцам (приложение N 4).

Круглосуточные и дневные стационары, которые оказывают помощь по ОМС, формируют таблицы по приложениям N 5 и N 6. Данные вводят по реестрам без учета результатов медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи.

Сведения о лечении пациентов с коронавирусом заполняют по приложению N 8 (федеральные клиники – по приложению N 9).

Напомним, отчет подают в вышестоящую организацию и региональный орган по охране здоровья: клиники, которые не работают по ОМС, – до 1 марта, клиники в системе ОМС – до 15 марта. Последние также предоставляют сведения в ТФОМС до 1 марта.

Подробнее в документе: Письмо Минздрава России от 04.02.2025 N 31-2/И/2-1776

1 марта вступает в силу порядок взаимодействия психиатрических диспансеров и ОВД для наблюдения за пациентами, склонными к опасным действиям.

Документ содержит перечень сведений, которые диспансеры направляют в районные органы МВД по месту жительства пациента, и сроки их передачи. Например, об изменении места жительства (пребывания) пациента надо сообщить в течение 3 рабочих дней со дня получения данных.

Информацию о направлении сведений вносят в отдельный журнал. Руководитель организации должен назначить медработника, ответственного за их передачу.

Органы МВД информируют диспансеры о совершении пациентом административного правонарушения, возбуждении в отношении него уголовного дела и др. При необходимости психиатр проводит осмотр пациента для решения вопроса о госпитализации.

Диспансер учитывает полученные сведения при планировании диспансерных осмотров, объема диагностических, лечебных мероприятий и при проведении психосоциальной реабилитации.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России N 56н, МВД России N 39 от 06.02.2025

Такими индикаторами являются в числе прочего:

  • получение сведений об организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе содержащихся в рекламных сообщениях, организацией, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, либо по адресу (месту нахождения), не внесенному в реестр;
  • рост числа случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (далее - ОКИ) в муниципальном образовании за неделю на 20% по сравнению с предыдущей неделей (не менее трех новых случаев), связанных с общим фактором передачи возбудителя ОКИ (пищевая продукция, питьевая вода), установленным в отношении объекта федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с которым связан рост заболеваемости ОКИ.

Подробнее в документе: Приказ Минздрава России от 24.10.2024 N 569н "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. N 172н"

Напомним, что внесение изменений в перечень осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 15.06.2019 N 774, на основании поступивших предложений производителей (изготовителей) или их уполномоченных представителей.

Подробнее в документе: Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2025 N 257-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.09.2020 N 2355-р и признании утратившими силу отдельных положений некоторых распоряжений Правительства РФ>

При проверке фонд выяснил, что ряд медработников невовремя прошел повышение квалификации. Из-за этого, когда они оказывали медпомощь, сертификаты специалистов были просрочены. Фонд посчитал, что их зарплата за этот период – нецелевой расход средств ОМС. Суд с таким подходом не согласился.

17-й ААС отметил: тот факт, что медпомощь оказывали специалисты без действующих сертификатов, говорит о возможном нарушении медорганизацией лицензионных требований. Нецелевого использования не допустили, поскольку цель достигнута. Суд также обратил внимание, что позднее сотрудники прошли аккредитацию и получили сертификаты.

Фонд ссылался на то, что больница незаконно допустила к работе врачей и медсестер без квалификации, а оказание неквалифицированной помощи не соответствует госгарантиям и противоречит основам охраны здоровья граждан. Однако суд принял пояснения: в спорный период был значимый дефицит кадров. При поступлении на работу все подавали действующие сертификаты. Отстранение работников, не продливших их вовремя, нарушило бы права граждан на медпомощь.

Подробнее в документе: Постановление 17-го ААС от 21.01.2025 по делу N А50-17556/2023

Больница отразила в реестре неверные даты направлений на госпитализацию. ТФОМС не оплатил медпомощь по итогам медико-экономической экспертизы. Первая инстанция отказала больнице в иске, но апелляция и кассация решили, что помощь подлежит оплате.

Суды указали:

  • правила ОМС не требуют вносить в реестр сведения о выдаче направлений на госпитализацию, проверке подлежат только сведения по п. 147 правил;
  • медико-экономическую экспертизу проводят, чтобы проверить сроки и объемы медпомощи;
  • больница допустила ошибки при ведении учетно-отчетных документов, но не нарушила сроки и объемы помощи;
  • формальный подход в виде полной неоплаты счетов за некорректные даты направлений нарушает права клиники, которая оказала надлежащую помощь.

Ранее суды приходили к аналогичным выводам в другом деле.

Подробнее в документе: Постановление АС Северо-Западного округа от 15.01.2025 по делу N А56-75141/2023

Страховая компания не оплатила медуслуги диализного центра на сумму более 4 млн руб. на том основании, что перитонеальный диализ проводился на дому, без выезда медработника. Центр обратился в суд. Первая инстанция отказала в иске. Апелляция и кассация встали на сторону клиники.

Суды пришли к таким выводам:

  • амбулаторный перитонеальный диализ был предусмотрен актами, которые действовали в спорный период;
  • клиника обеспечила пациентов оборудованием и медикаментами, лечащий врач поддерживал с ними связь по телефону;
  • клиника выбрала наиболее щадящий метод, предусмотренный клиническими рекомендациями;
  • отказ в оплате услуг нарушает интересы пациентов, которые проходят лечение с помощью данного метода, поскольку лишает их права на помощь по ОМС.

Подробнее в документе: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2025 по делу N А53-34831/2023

Проект с требованиями к транспортированию или обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В", а также "Г" (кроме отдельных) проходит публичное обсуждение до 21 февраля включительно.

Особенности обращения с такими отходами вступят в силу 1 сентября 2026 года.

Выделим нормы, затрагивающие лиц, в результате деятельности которых образуются эти отходы.

Производители, медорганизации, аптеки (заказчики) будут заключать договоры на услуги по транспортированию или обезвреживанию отходов классов "Б" и "В", а также части отходов класса "Г" (далее – отходы). Исполнитель – учреждение, созданное по решению субъекта РФ, либо юрлицо или ИП, которые предоставляют данные услуги и сведения о которых есть на сайте уполномоченного регионального органа.

За 3 рабочих дня до транспортирования отходов исполнитель направит заказчику списки ответственных работников и транспорта (с указанием марок и госномеров).

Работник заказчика перед передачей отходов должен их осмотреть на наличие маркировки. Также он проверяет одноразовые пакеты или многоразовые контейнеры, в которых перевозят отходы. Если обнаружат нарушение маркировки или целостности емкостей, исполнитель и заказчик составят акт и отходы перевозить не будут.

При передаче отходы взвешивают в присутствии работника заказчика. Акт о передаче оформляют в двух экземплярах.

Не позднее 10 календарных дней по окончании месяца вывоза отходов исполнитель должен представить заказчику акт, который подтверждает, что их передали на объекты обезвреживания.

Подробнее в документе: Проект постановления Правительства РФ

В проекте порядка профилактических медосмотров несовершеннолетних предлагают в ряде случаев изменить объем исследований и возраст их проведения. Хотят обновить формы карты осмотра, отраслевого статотчета о таких осмотрах, а также правила их заполнения. Если проект примут, он вступит в силу 1 сентября 2025 года.

В перечень исследований внесут, в частности, такие поправки:

  • электрокардиографию проведут в 1 месяц, а не в 12, как сейчас. Это нужно для раннего выявления нарушений сердечного ритма и профилактики синдрома внезапной детской смерти;
  • в 3 месяца станут определять активность креатинкиназы в крови (для своевременной диагностики и раннего начала терапии тяжелых нервно-мышечных заболеваний);
  • прием невролога будет в 3 месяца, а не в 1;
  • исследование уровня холестерина в крови экспресс методом с тест-полосками сделают в 10 лет;
  • для более ранней диагностики нарушений репродуктивных функций в пубертатном периоде акушер-гинеколог (для девочек) и детский уролог-андролог (для мальчиков) осмотрят в 13 лет;
  • консультация детского стоматолога станет обязательна в 12 месяцев. Сейчас этот врач осматривает ребенка в возрасте 2 года.

Уточнят номера учетной формы карты профилактического медосмотра несовершеннолетнего (N 030-ПО/у) и формы отраслевой статотчетности по сведениям о данных осмотрах (N 030-ПО/о). Сейчас это формы N 030-ПО/у-17 и N 030-ПО/о-17 соответственно. В них появятся небольшие дополнения. Так, в статформе среди болезней глаза отдельно нужно будет отразить нарушение рефракции и аккомодации, а также заболевания миопии, среди болезней органов пищеварения – гастрит и дуоденит.

Подробнее в документе: Проект приказа Минздрава России

В письме приведены в числе прочего методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

Подробнее в документе: <Письмо> Минздрава России от 11.02.2025 N 31-2/И/2-2286 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 - 2027 годы"

Минздрав хочет обновить порядок выбора медорганизации для помощи по программе госгарантий. Заявление гражданин сможет подать как на бумаге в поликлинике, так и через Госуслуги (п. 6 проекта порядка). Последняя опция сейчас доступна только в части регионов. Публичное обсуждение документа закончится 6 марта.

Заявление на Госуслугах гражданин будет заверять неквалифицированной электронной подписью (п. 7 проекта порядка). К нему нужно прикрепить верифицированные сведения из свидетельства о рождении (для детей до 14 лет) или из паспорта, а также полиса ОМС, СНИЛС (при наличии).

В само заявление дополнительно придется вносить, в частности, Ф.И.О. выбранного врача и информацию о том, что гражданин ознакомлен с перечнем врачей, числом выбравших их граждан и другими сведениями из п. 11 порядка.

Подробнее в документе: Проект приказа Минздрава России

Статья: Нецелевое использование средств ОМС: расходы на оплату труда (Мухин С.) ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)

Статья: Обзор ВС РФ по спорам по применению законодательства об ОМС (Зарипова М.) ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)

Вопрос: Об акцизах при приобретении фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) организацией, использующей ее для новых разработок и проведения научно-исследовательских работ. (Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-13-10/2342)

Вопрос: Об изменении регистрационного удостоверения лекарственного препарата при исполнении контракта в рамках закупок. (Письмо Минфина России от 27.04.2024 N 24-06-09/39979)

Личный кабинет
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *
В Вашей компании установлен КонсультантПлюс?
Выберите город/область *